Carsevolution.ru

КАРС Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Входной буфер и регулятор уровня громкости для УМЗЧ. Часть 1

Входной буфер и регулятор уровня громкости для УМЗЧ. Часть 1

В усилителях мощности звуковой частоты (УМЗЧ), выполненных по схеме инвертирующего усилителя зачастую требуется увеличить входное сопротивление до стандартной величины, чтобы включить на входе регулятор уровня [1-3].

Предлагается регулятор на основе эмиттерного повторителя с динамической нагрузкой, обладающий небольшими нелинейными искажениями.
Устройства можно применить в других УМЗЧ, не имеющих регулятора громкости на входе.

Разновидности автомобильных усилителей

  1. Усилитель двухканального типа. Это устройство предназначено для обеспечения звуком двух динамиков (фронтальные или тыловые) и сабвуфера. Очень редко каналы делят на четыре динамика.
  2. Усилитель четырехканального типа. Может обеспечить звуком четыре динамика или два динамика и сабвуфер.

Важно! При подключении двух динамиков на канал и сабвуфера на другой канал, весьма сложно добиться чистого звучания.

4ыа

  1. Усилитель пятиканального типа. К нему можно подключить четыре динамика и сабвуфер. Каждый элемент подключает в свой канал. Минус такого устройства: уход большей части мощности усилителя на сабвуфер, в результате этого звучание будет не ровным. Низкие частоты будут зашкаливать при нехватке высоких частот.
  2. Моноблок – это устройство, предназначенное для усиления звука, идущего только на сабвуфер.

Автомобильный усилитель с регулировкой громкости

Просторы интернета изобилуют вариантами модернизации усилителей для улучшения их звучания. Как только их не прокачивают!

На форумах по этому поводу разгораются целые баталии, новички одолевают бывалых аудиофилов вопросами, те парируют в ответ. От количества предлагаемых вариантов просто разбегаются глаза. Давайте же разберемся, что действительно может повлиять на качество звука, а что ближе к области фантастики.

Миф 1. Аудиофильские предохранители

Ремонт аудиотехники - предохранителНикто не знает, откуда это пошло, но уже давно по интернету ходят слухи что изобрели «волшебную пилюлю». Не хватало высоких, нечеткие средние, а басы так и вовсе не слышны? Вставил фирменные керамические предохранители и вуаля!

Почему в этом нет и не может быть никакого смысла?

Для качественного звучания в первую очередь важен источник питания, сглаживающий фильтр – электролиты, плюс четко стабилизированное питание предварительного каскада и цепей токового зеркала усилителя, а также сама схемотехника. На все эти критерии предохранители с позолоченными контактами и полатуненными корпусами никак не влияют.

Миф 2. Увеличение мощности усилителя заменой выходных транзисторов

Замена выходных транзисторовУвеличение мощности усилителя всегда начинается с поднятия напряжение питания транзисторов, что влечт за собой увеличение мощности блока питания. сама по себе замена транзисторов на мощность не влияет никак. О том, как правильно увеличить мощность усилителя, мы поговорим ниже.

Также нужно помнить о том, что любой транзистор имеет такой параметр, как коэффициент усиления и после замены транзисторов на «мега»-мощные у предварительного усилителя может просто не хватить амплитуды. Что в целом, как ни странно, приведет к обратному результату – уменьшению мощности.

Миф 3. Замена силовых проводов на более толстые

замена силовых проводов в усилителеНа заре своего увлечения многие аудиолюбители терпят искушение открыть свой усилитель, выбросить оттуда все жиденькие проводки в цепи питания и заменить их «нормальными», потолще. Ведь явно на заводе сэкономили, сколько мощности пропадает! Еще встречается вариант – заменить провода – выходы на колонки.

Это бессмысленная затея, поскольку сечение провода будет оказывать влияние лишь в том случае, когда проводимый ток будет превышать допустимый ток данного проводника. Соответственно провода в 4 квадрата и выше в усилителе до 300 Вт своей роли не сыграют.

В лучшем случае после такой модернизации усилитель звучит как раньше, а в худшем попадает к нам на ремонт – запутаться в толстом разноцветном пучке не сложно.

Читайте так же:
Mark 100 регулировка фар

Миф 4. Модернизация советского усилителя до уровня японского Hi-Fi

мифы об апгрейде усилителей

Бывает, в попытке извлечь достойное звучание из старенького советского усилителя, в нем меняют все: транзисторы, конденсаторы, и даже резисторы ставят дорогие, фирменные. Однако раскрыть потенциал все-таки не удается, а причина этому одна – советская схемотехника.

До тех пор, пока одну плату с другой соединяют жгуты проводов, что для отечественных усилителей типичная картина, в усилителе никогда не будет качественного звука. Бесспорно, многие советские усилители звучат неплохо, а некоторые, например Барк, очень достойно. Но если вам хочется услышать из Амфитона или Одиссея Hi-Fi звук, наш вам совет – не тратьте деньги, ищите новый усилитель.

Итак, с самыми распространенными мифами мы разобрались. Теперь давайте перейдем к способам реально улучшить звучание вашего усилителя.

Способ 1. Токи покоя и симметрии

Значение токов покоя и симметрии

Адекватные параметры тока покоя и симметрии – неотъемлемая составляющая качественного звука. Благодаря правильно выставленному току симметрии каждый транзистор проводит свою полуволну в целости и сохранности, не срезая ее пиков и не «деформируя» осциллограмму.

Адекватные параметры тока покоя отвечают за то, чтобы в момент прохода импульса транзисторы были достаточно открыты. Чрезмерное открытие приводит к перегреву транзистора и никакого улучшения звучания не даст.

Способ 2. Замена фильтров темброблока

Замена фильтров темброблокаС помощью замены фильтров можно успешно подстроить под себя частотные характеристики.

Правда, у этого метода есть ограничение – частота изменится в том пределе, в котором характеристики усилителя мощности позволяют ее разделить. Этот порог зависит от схемотехники и для разных усилителей будет отличаться.

Способ 3. Замена электролитов

alt=»Замена электролитов в усилителе» width=»189″ height=»204″ />У электролитов есть срок службы, по истечении которого они теряют заявленную емкость. Высохшие электролиты всегда приводят к измененным характеристикам блока усилителя. Кроме того есть смысл сменить электролитические конденсаторы малой емкости на пленочные для улучшения качеств звучания.

Пленочный конденсатор, в отличие от электролитического, полноценно пропускает сигнал – переменное напряжение. В то время как электролитический конденсатор, имеющий плюс и минус, идеален для работы с постоянным напряжением. Основные достоинства пленочных конденсаторов: высокие эффективные значения тока – до 1 A/мкФ; способность выдерживать выбросы напряжения, превышающего номинальное значение в два раза, а также выдерживать обратное напряжение и большие пиковые токи. Кроме того, в пленочных конденсаторах нет электролита (кислоты), у них большой ресурс работы.

Способ 4. Комплексное увеличение мощности усилителя

И напоследок рассмотрим комплексное повышение мощности усилителя. Как же правильно это сделать?

Вот краткий поэтапный план: Комплексное увеличение мощности усилителя

1 этап – повышение питания выходного каскада усилителя,

2 этап – замена транзисторов,

3 этап – увеличение емкостей электролитов,

4этап – усиление выходного каскада по току.

Следуя этому плану, вы «прокачаете» свой усилитель, улучшив качество звучания и продлив срок его службы.

В этой статье мы постарались развеять самые вредоносные мифы для того, чтобы реконструкция вашего усилителя прошла успешно. Если вы модернизируете свой усилитель самостоятельно и у вас остались вопросы – задайте их нам в комментариях.

Виды автомобильных усилителей

Автомобильные усилители

Перед тем, как идти в магазин за усилителем, необходимо узнать, какими они бывают. В настоящее время, все усилители имеют различие только по числу каналов, поэтому среди можно выделить 6 категорий: 1-канальный (или, как их еще называют — моноблоки) по 6-ти канальный. Кроме того, выделяют и другую классификацию: АВ и D. Первый подразумевает аналоговый усилитель, который имеет высокое качество при невысокой мощности и коэффициент. Второй класс представляет собой цифровые усилители, которые при большой мощности и КПД выдают очень малое качество.

  • 1-канальные применяются, в большинстве случаев, для сабвуферов. Само слово «моноблок» обозначает то, что данный усилитель рассчитан на номинальную нагрузку до 2 Ом. Если же сабвуфер имеет нагрузку, превышающую номинальную в 2 или даже 3 раза, то искать другой вид усилителя совсем не обязательно, но рекомендуется подключать уже 2-канальное устройство. Плюсом таких усилителей можно считать удобство в пользовании. Дело в том, что в большинстве случаев, автомобильные магнитолы попросту не располагают специальной функцией для изменения громкости басов. 1-канальные усилители же имеют специальный встроенный регулятор звука, который позволяет должным образом настроить аудиосистему.
  • 2-канальные предназначаются для использования двух динамиков, мощность которых превышает значения, установленные для 1-канального усилителя. Кроме того, такой усилитель можно свободно и без проблем применять и для подключения одного динамика, имеющего большую мощность.
  • 3-канальные, хоть используются и редко, но также встречаются на прилавках магазинов. Им на смену пришли 4-канальные устройства, которые имеют возможность свободного переподключения на режим двух каналов + 1 на сабвуфер.
  • 4-канальные – это самый используемый вид автомобильных усилителей. Может применяться одновременно для четырех динамиков или двух и одного сабвуфера. Кроме того, имеет поддержку одновременно 2 динамиков и двух сабвуферов.
  • 5-канальные иеют возможность установки 4 динамиков и подключения к магнитоле одного сабвуфера. На деле же является дешевой и менее качественной альтернативой 6-канального усилителя.
  • 6-канальный покупают очень и очень редко из-за их нецелесообразности, так как, в основном, в автомобилях применяется не болше 4 динамиков и 1-2 сабвуферов. 6-ти канальный усилитель рассчитан на более высокую мощность и не редко очень быстро сажает аккумулятор автомобиля.
Читайте так же:
Как регулировка сцепление на мотороллере муравей

Основные термины

Помимо классификации усилителей, они имеют свою терминологию, которая укладывается в несколько слов: мощность, кроссовер, bass, high, bridge и line input.

  1. Мощность. Данная величина может быть минимальной или максимальной и является самой главной характеристикой любого усилителя. Соответственно буквами она обозначается RMS и PMPO. Номинальную мощность в цифрах можно узнать только в паспорте изделия, при этом, мощность должна быть указана при напряжении в 14 Вольт. Как правило, максимальную мощность указывают на корпусе самого усилителя, но верить этой цифре не стоит, так как она значительно преувеличена, чтобы привлечь внимание покупателей.
  2. Кроссовер. Данная функция позволяет обрезать низкие и высокие частоты друг от друга. В основном, для всех усилителей применяется плавная регулировка отделения частот. Чаще всего, данной функцией пользуются только знающие люди, которые умеют настраивать усилители.
  3. Bass. Помимо среднего, к нему также применимы Grand Bass и Bass Bost. Эта функция относится к подключаемым самбвуферам и отвечает за усиление басовой составляющей звука. Это очень полезная функция и применяется она намного чаще остальных.

Общий взгляд

Соотношение мощности усилителя и акустики

Соотношение мощности усилителя и акустики

В былые времена от мощности усилителя зависело многое и покупатели основывались именно на этом параметре, делая свой выбор. От мощности усилителя(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер), его качества зависела и цена на акустику.
Технологии стали развиваться и мощность со временем перестала быть основополагающим критерием. На первое место выходит качество воспроизведения.

Примечание. Сегодня, если сравнить, к примеру, цены Hi-End усилителей «A» класса с мощностью 3 Вт и транзисторные 2-контактные усилители класса «АВ» с мощностью 2000 Вт, то они практически ничем не отличаются.

Зачем нужна мощность

Соотношение усилителя и акустики

Соотношение усилителя и акустики

Ниже приведена информация, которую будет полезно знать каждому ценителю хорошего звука:

  • Мощность усилителя непосредственно сказывается на громкости, но и не только. Сам аппарат и его мощность не могут прямо влиять на громкость звука, излучаемого динамиков.
    А зависит эта составляющая от соотношения акустики и усилителя.
  • Всем известная сегодня акустическая составляющая, под названием «чувствительность», измеряется в децибелах и свидетельствует о том, какое звуковое давление может развивать определенная акустическая система (на расстоянии 1 метра от нее).
  • Обычная чувствительность современных акустических систем колеблется в пределах 83-105 децибел. Человек, во время тихого разговора испускает звук в 60 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ, а вот 120 дБ и более уже создают реальную ситуацию полной потери человеком слуха.

Примечание. Одним словом, громкость воспроизведения определяется никак не мощностью аппарата, а лишь соотношением чувствительности его и акустики.

  • Чем мощнее будет усилитель, тем ниже чувствительность должна быть у акустической системы, которая подбирается к нему. Если говорить более точно, то каждые 3 дБ, слагаемые к звуковому давлению акустикой, стоят аппарату двойной мощности.

Примечание. Если, к примеру, акустика создает звуковое давление в 85 дБ при подаче сигнала в 1 Ватт, то для создания давления в 88 дБ, нужно подать уже 2 Ватта и так далее. Для 91 дБ понадобится уже 4 Ватта, а для 94 дБ – 8 Вт.

  • Очень важно проводить замеры соотношения акустики и усилителя на расстоянии одного метра, а никак не больше или меньше.
  • Для примера, 3 Вт аппарат в паре со 105 дБ акустикой будет звучать также громко, как и 384 Вт усилитель с акустикой чувствительностью 84 дБ.
  • При выборе этого элемента системы нужно помнить еще одно важное правило: он должен всегда иметь запас по мощности. Это лишит пользователя неудобной ситуации, когда нужно бывает вращать крутилку громкости до максимума, в результате чего, на некоторых усилителях могут наблюдаться довольно большие звуковые искажения.
    Если представить себе вращалку в виде часов (на многих современных аппаратах так и сделано), то комфортный уровень громкости должен достигаться при вращении крутилки до 10-11 часов.
  • Все модели акустики можно разделить на 2 большие группы. Это группа, где собраны 4-х омные системы и группа, где собраны 8-ми омные.

Акустика 6 ом усилитель 8 ом

Акустика 6 ом усилитель 8 ом

Примечание. Следует помнить, что чем меньше Ом у акустики, тем больше сложности она представит для усилителя. Так, 4-х омная акустическая система потребует от аппарата двойную отдачу, в то время как 8-ми омная нет.

  • Обладателям 8-ми омной акустики соотношение параметров будет не особо важно. В этом случае гораздо лучше сконцентрировать свое внимание на звучании.
  • Напротив, тем у кого 4-х омные системы, будет резонно обратить внимание на усилители, способные удваивать мощность при падении Ом. К примеру, такой аппарат должен выдавать на 8 Ом 100 Вт, а на 4 Ом уже 200 Вт. При этом также нельзя забывать про качество звучания усилителя.

Акустика для усилителя marcantz

  • Обычно 4-х омную акустику выбирают ценители басовитой и ритмичной музыки. 8 –ми омная акустика при воспроизведении НЧ, делает басы немного расплывчатыми и нечеткими.
  • С другой стороны, среди усилителей, не удваивающих мощность, гораздо больше достойных внимания аппаратов по качеству сборки.
  • Все типы акустик можно разделить также на простые и сложные, с точки зрения взаимосвязи их с усилителем. Зависит это не только от вышеперечисленных факторов, но и от таких составляющих, как размер динамиков, их конструкция и т. д.
    Сложные типы акустических систем осложняют аппарату процесс управления динамиками(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами). Как известно, хороший усилитель не только мгновенно приводит диффузор динамика в движение, но и обязан останавливать его, когда прекращается сигнал.

Усилитель 8 ом акустика 6 ом

Усилитель 8 ом акустика 6 ом

  • Коэффициент демпфирования – именно так называется способность усилителя управлять диффузорами акустических динамиков. У более мощных аппаратов этот параметр бывает, как правило, лучше и отличается хорошей отдачей по току.

Примечание. Если акустические системы не сложные и для усилителя не представляют большой нагрузки, то даже самый маломощный образец способен управлять динамиками так, чтобы они создавали фантастический по чистоте звук.

  • Важно знать при выборе акустики под усилитель и еще одно. Приобретая маломощный усилитель и низкочувствительные системы, достаточной громкости звука достичь бывает невозможно.
    Напротив, купив мощный усилитель и максимально чувствительные колонки, можно получить шикарный по силе звук, но управлять им будет очень сложно, ведь при вращении крутилки всего на один градус, можно быть оглушенным сильным звуком.

Одним словом, выбор правильного усилителя – это настоящее искусство.

Видео по теме

Критерии выбора

Для получения качественного звучания следует правильно подобрать усилитель музыки в машину. Для этого нужно знать, какие параметры следует учитывать, на что обратить внимание.

Класс усиления

По уровню искажения сигнала и с учетом КПД усилители звука для колонок в авто делятся на классы усиления:

  1. А класс. Обладают низким КПД до 20%, но позволяют получить звучание с наименьшими искажениями, но при этом они много потребляют и выделяют тепла. Из-за небольшой мощности и высокого шума в салоне их редко устанавливают в автомобили.
  2. В класс. Данные устройства мощнее предыдущего класса, но выдают более искаженный сигнал. У них лучшая термостабильность, высокая эффективность при воспроизведении звука. Они также редко используются на современных авто.
  3. С класс. Отличаются высоким КПД – 75%, но выдают сильно искаженный сигнал. С аудиосистемами класса Hi-Fi их не устанавливают.
  4. Смешанный класс А/В. Они имеют средние показатели между А и В: средний уровень мощности, хороший КПД, небольшой уровень искажений сигнала.
  5. D класс. Относятся к цифровым устройствам. Это компактные, мощные аппараты, выдающие относительно чистый звук. Раннее их применяли для усиления низких частот, но теперь используют чаще широкополосные устройства. Они дороже девайсов А/В класса и пока уступают им по популярности.

Автоусилитель мощности для колонок

Среди классов автомобильных усилителей наибольшей популярностью пользуется смешанный класс А/В.

Количество каналов

Аудиоприборы, которые оснащены встроенным блоком питания для автомобильного усилителя и процессором, используются с разным количеством каналов мощности. Оптимальным вариантом является возможность применения устройства, предоставляющего каждой колонке отдельный канал. Любой музыкальный трек, проигрывающийся через усилок, имеет не менее двух каналов.

Таким образом, усилки могут иметь до шести каналов, у каждого из них своя сфера применения:

  1. Одноканальный, называемый моноблоком, используется чаще всего с сабвуфером. Моноблок для сабвуфера выбирается в случае низкоомных нагрузок до 2 Ом, если сабвуфер рассчитан на нагрузку свыше 4 Ом, то можно использовать усилитель с двумя каналами, подключенного мостовой схемой. Моноблоки выпускаются класса D и рассчитаны для подключения сабов в машине, а им не важно качество звука, им нужна хорошая мощность. Кроме того, они оснащены развитым кроссовером с низким диапазоном частот и выносным регулятором уровня звучания, что актуально для подключения к штатным автомагнитолам, которые нет имеют встроенной регулировки уровня громкости сабвуфера.
  2. Двухканальные применяются для подключения двух колонок или сабвуфера. Последний подключается с помощью мостовой схемы или по катушке на канал прибора, если достаточно мощности.
  3. Трехканальные используются редко, так как в 4-х канальных приборах есть возможность мостового подключения, поэтому можно использовать два канала для акустики и один для сабвуфера. Но устройства с тремя каналами существуют.
  4. Наиболее распространены авто усилители с 4-мя каналами. Они могут использоваться разных вариантах: для 4-х колонок, для 2-х колонок и сабвуфера,для 2-х сабвуферов.
  5. Пяти-канальное устройство предназначено усилить 4 динамика и сабвуфер. Оно позволяет сэкономить место и деньги, так как отпадает необходимость в отдельном усилке для колонок и сабвуфера.
  6. 6-ти канальные усилители маловостребованы, так как редко встречаются аудиосистемы, которые нуждаются в 6-ти каналах.

Мощность усилителя

Когда выбирается для автомагнитолы усилитель, важно знать, как подобрать усилитель к колонкам по мощности. Для этого следует разобраться в этом параметре. Он является одним из самых важных. Мощность бывает номинальной и максимальной. Данные показатели указываются на упаковке устройства.

Номинальный показатель получается путем измерения мощности при 1% искажений. Максимальный показатель состоит из общей мощности всех каналов без учета искажений. При выборе мощности следует учитывать сопротивление нагрузки.

Основное внимание следует уделять номинальному показателю. Это значение является верным, если она указана с КНИ Важно знать при выборе

Кроме перечисленных выше критериев выбора усилителя в авто, следует учесть некоторые факторы, помогающие выбрать наиболее удачный усилитель:

  1. Наличие кроссовера, являющегося фильтром для низких и высоких частот.
  2. Есть ли вход для сигнала высокого уровня, а также возможность плавной регулировки среза.
  3. Наличие вентилятора, который влияет на производительность и качество работы аппарата.
  4. Полезным дополнением будет наличие выносного регулятора уровня громкости, если у автомагнитолы, к которой подключается усилитель, отсутствует штатная регулировка громкости сабвуфера.
  5. Немаловажную роль играет производитель. Лучше покупать устройства известных производителей, зарекомендовавших себя на рынке выпуском качественных изделий.
  6. Одним из критериев является стоимость. Не следует выбирать дешевые устройства, так как от этого обычно страдает качество. Правда, дорогие аппараты не всегда имеют высокое качество, особенно, неизвестных фирм.

Выбирая усилитель с процессором для автомобиля, следует прослушать, как он звучит.

Для акустики важно качество звука, для сабвуфера – мощность.

Что необходимо учитывать при выборе усилителя звука для автомобильных колонок

Основные критерии при установке аудиооборудования в машину – это мощность сигнала, количество каналов, соответствующее динамикам и качество звучания.

Модель автомобильного усилителя.

ВАЖНО! Мощность усилителя должна быть больше, чем этот показатель у колонок. Несоблюдение данного условия приведёт к снижению качества звука, при увеличении громкости.

Диапазон частот выходных каналов, также должен соответствовать техническим параметрам динамиков. Кроме перечисленных характеристик, особое внимание уделяют чувствительности на входе.

Наличие регулировки входящего сигнала, позволяет использовать усилитель на разных автомобилях. При отсутствии такой корректировки, следует убедиться в соответствии параметров выходящего сигнала аудиомагнитолы параметрам чувствительности подключаемого оборудования.

Любителям «басов» следует обратить внимание на наличие фильтра низких частот, который убирает вредные для человека и радиоаппаратуры колебания – менее 20 Гц. Наличие регулировки уровня таких частот, позволит комфортно использовать усилитель и колонки в разных ситуациях. Меломанам, уделяющим большое внимание качеству звучания, желательно учесть коэффициент искажений, который не должен превышать 1%.

Сделав правильный выбор усилителя для автомобиля, каждый из водителей может отправляться в дальнюю дорогу и с наслаждением прослушивать любимые аудиозаписи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector