Carsevolution.ru

КАРС Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Все двигателя внутреннего сгорания и не только, сильно греются за счет трения металлических деталей. Именно поэтому, устанавливается датчик который постоянно отслеживает температуру мотора. А исходя из полученных показаний, подает сигнал в «Мозги», которые и решают когда включать вентилятор. Все это предотвращает перегрев мотора и выход его из строя. Поэтому, такую, на первый взгляд небольшую деталь, нужно всегда контролировать, что бы она всегда была в исправном состоянии. В этой статье мы расскажем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Принцип работы ДТОЖ

В первую очередь, что бы правильно продиагностировать неисправность, нужно разобраться в принципе работы данной детали. Это поможет более точно и правильно определить проблему ничего не поломав.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) это обыкновенный термистор, он же резистор. Тот, кто мало-мальски связан знает физику, понимает принцип работы резистора. Суть в том, что он меняет свое сопротивление с изменением температуры. Соответственно, это изменение фиксируется «Мозгами» двигателя для дальнейших действий.

Что интересно, исправность резистора напрямую зависит от запуска автомобиля в холодную погоду. Происходит это потому, что перед запуском, ЭБУ берет данные с ДТОЖ. А уже на их основе корректирует РХХ, для изменения количества топлива при пуске. Именно поэтому, с неисправным датчиком, автомобиль не знает какие значения передавать на РХХ. Это и приводит к затруднительному пуску в отрицательные температуры.

Что указывает на неисправность датчика

Проверка ДТОЖ мультиметром

Об выходе из строя термистора будет свидетельствовать куча резко появившихся проблем. Во-первых, на приборной панеле обязательно должен выскочить «Check». Прочитав его обычным сканером (даже obd 2), вы узнаете в чем причина. Если, по каким либо причинам ошибка на приборке не появилась, вы поймете об поломке по другим признакам. Во-вторых резко возрастет расход топливной смеси на сотню. Происходит это из-за неправильных показаний который выдает сломанный датчик. В результате, ЭБУ не будет знать, сколько топлива подавать в камеру, в данный момент.

Как говорилось выше, появятся проблемы с запуском мотора, а так же стабильной работой на холостом ходу. В некоторых случаях «горячий» мотор может глохнуть на ходу. Завести его будет так же проблематично пока он не остынет. При выходе из строя термистора, отремонтировать его не получиться из-за его конструктивной особенности. Их изготавливают в цельных металлических неразборных корпусах.

Местоположение ДТОЖ

Что бы продиагностировать датчик, его нужно сначала найти и снять с автомобиля. Конечно, это тема сугубо личная для каждого автомобиля отдельно. Но, в общих чертах, их устанавливают на типичных местах. В основном он расположен на выпускном патрубке который выходит из ГБЦ мотора. Устанавливается он методом ввинчивания в сам патрубок. Следует обращать внимание что на некоторых марках автомобилей устанавливают и два датчика. Один по стандарту меряет температуру охлаждающей жидкости на выходе из ГБЦ, второй на выходе из радиатора. Это следует учитывать, что бы лишний раз не менять рабочую деталь.

Читайте так же:
Регулировка оборотов однофазного асинхронного электродвигателя

Как это устроено

Датчик температуры антифриза – естественная эволюция автомобильного термореле. В не получивших распространения системах K-Jetronic, в которой впрыск был распределенным, термореле работало так контакт открылся – начался быстрый прогрев мотора, а если контакт закрылся – мотор продолжил функционировать при рабочей температуре.

ДТОЖ с автомобиля марки Ford

Сегодня же основой подобного рода датчиков является полупроводниковый термистор, т.е. резистор, который имеет нелинейно зависящее от температуры сопротивление. Решение более чем простое и надежное – в зависимости от сопротивления можно следить за температурой антифриза в режиме реально времени, непрерывно. Термисторы изготавливаются из кобальта или никеля. Материалы обладают одним очень важным свойством. Как только их температура возрастает, увеличивается также количество свободных электронов, что означает уменьшение сопротивления.

Различают 2 типа термисторов в зависимости от температурного коэффициента:

  • С отрицательным коэффициентом. Когда двигатель холодный, максимальным является сопротивление. Как только на датчик подают напряжение в 5 Вольт, причем по мере работы и изменении сопротивления эта величина будет уменьшаться. При этом блок управления мотором регистрирует падение напряжения, тем самым определяя температуру залитой в систему ОЖ;
  • С положительным коэффициентом. Работает датчик так же, но по мере роста температуры растет и сопротивление. Такими термисторами оборудованы автомобили марки Renault.

Большая часть автомобиль имеют датчики отрицательного коэффициента. Однако, отметим, что принципиальных различий между 2 типами нет. Если деталь изготовлена в соответствии со всеми стандартами, она всегда будет давать реальную информацию о температуре ОЖ. А когда датчик исправен, управляющая система может сделать следующее:

  • Отрегулировать угол зажигания, выставив тем самым запаздывание или опережение зажигания. Если все выставлено правильно, автомобиль потребляет наименьшее количество горючего;
  • Контролировать параметры топливно-воздушной смеси . В частности если датчик неисправен, блок управления останется без обратной связи и не сможет проконтролировать холостой ход;
  • Обогатить бензин, если автомобиль оснащен системой впрыска. В качестве примера на холодном мотора форсункам передается более продолжительный импульс, что позволяет оптимизировать холостой ход и исключить колебания. По этой причине прогрев мотора не сопровождается тряской, лязгом и прочим. Обратный случай: на уже разогретом моторе смесь обедняется , что позволяет улучшить выхлоп, равно как и уменьшить расход.

Кроме того, у датчика много вторичных функций. Он помогает контролировать вращения коленвала, повышает обороты, когда мотор работает на холостом ходу, улучшает работу АКПП с гидротрансформатором.

Читайте так же:
Регулировка сход развал иж ода

Демонтаж датчика

В настоящее время существует множество приспособлений, позволяющих в считанные секунды определить неисправность контроллера. И прежде всего речь идет о Bluetooth и Wi-Fi-адаптерах, которые подключаются прямо к бортовой системе автомобиля.

Если же такого универсального прибора не окажется под рукой, то водителю не останется ничего, кроме как самостоятельно демонтировать температурный датчик.

Демонтаж датчика температуры

В частности, для этого придется придерживаться следующей инструкции:

  1. Прежде всего, необходимо подождать охлаждения двигателя хотя бы до 50 градусов Цельсия.
  2. Далее необходимо по максимуму слить антифриз, что позволит не обжечь руки.
  3. Следующий этап предполагает отключение АКБ от электросети транспортного средства, для чего необходимо отсоединить «минусовую» клемму.
  4. После этого производится отключение всего термоэлемента с проводами.
  5. На финишном этапе производится выкручивание детали, для чего придется подобрать подходящий ключ.

При этом следует помнить, что в случае верхнего размещения прибора в общей электросистеме автомобиля, в полном сливе охлаждающей жидкости теряется всякая необходимость. А вот при нижнем размещении поступать следует с точностью наоборот, сливая весь антифриз.

Что представляет собой ДТОЖ

Современные датчики – это термисторы, с полупроводником, с легкостью изменяющимся сопротивлением, при колебаниях температуры. Повышение t влечет за собой увеличения количества свободных электронов в материале полупроводника, что и является причиной падения сопротивления. Т.е. обладает обратно – пропорциональной зависимостью, с отрицательным коэффициентом. Исходное сопротивление соответствует напряжению 5В. По мере нагревания двигателя, сопротивление падает до 0, и наоборот, в холодном состоянии мотора, оно максимальное. Отклонения от этого параметра фиксирует ЭБУ.

Схема датчика ож

Полупроводниковый резистор помещен в металлический корпус, с высокой теплопроводностью. Там находится, также, резьбовое крепление и электрический разъем, для соединения с бортовым компьютером.

Прибор миниатюрный, вмонтирован в выходную магистраль блока цилиндров, а точнее, его головки. Просто вкручивается в отверстие, специально отведенное для него. В разных моделях автомобилей, он может находиться в термостате или рядом с ним. Главное, чтобы был контакт с охлаждающими жидкостями.

Чтобы получать максимально правдивую информацию о температурах, монтируют на выходе радиатора дополнительный датчик.

Типы и конструкция датчиков температуры

Конструкция и температурный коэффициент различных датчиков температуры ОЖ

В современных транспортных средствах (а также и в различных электронных устройствах) используются датчики температуры, чувствительным элементом в которых выступает терморезистор (или термистор). Терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от его температуры. Существуют термисторы с отрицательным и положительным температурным коэффициентом сопротивления (ТКС), у приборов с отрицательным ТКС сопротивление падает с ростом температуры, у приборов с положительным ТКС — напротив, повышается. Сегодня чаще всего применяются термисторы с отрицательным ТКС, как более удобные и дешевые.

Конструктивно все автомобильные ДТОЖ принципиально одинаковы. Основу конструкции составляет металлический корпус (баллон) из латуни, бронзы или иного коррозионностойкого металла. Корпус выполнен таким образом, что его часть контактирует с потоком охлаждающей жидкости — здесь располагается термистор, который дополнительно может прижиматься пружиной (для более надежного контакта с корпусом). В верхней части корпуса располагается контакт (или контакты) для включения датчика в соответствующую цепь электросистемы транспортного средства. На корпусе также нарезана резьба и выполнен шестигранник под ключ для монтажа датчика в систему охлаждения двигателя.

Читайте так же:
Регулируем сцепление на муравье

Датчики температуры отличаются способом подключения к ЭБУ:

• Со стандартным электрическим разъемом — на датчике выполнен пластиковый разъем (или колодка) с контактами;
• С винтовым контактом — на датчике выполнен один контакт с зажимным винтом;
• Со штыревым контактом — на датчике предусмотрен один контакт в виде штыря или лопатки.

Датчики второго и третьего вида имею только один контакт, в роли второго контакта выступает корпус датчика, соединенный с «массой» электросистемы автомобиля через двигатель. Такие датчики чаще всего используются на коммерческих и грузовых автомобилях, на специальной, сельскохозяйственной и иной технике.

Датчик температуры ОЖ монтируется в самой горячей точке системы охлаждения мотора — в выпускном патрубке головки блока цилиндров. На современных автомобилях часто устанавливается сразу два или даже три ДТОЖ, каждый из которых выполняет свою функцию:

• Датчик термометра (указателя температуры ОЖ) — наиболее простой, имеет невысокую точность, так как он помогает лишь визуально оценить температуру силового агрегата;
• Датчик ЭБУ на выходе из головки блока — наиболее ответственный и точный датчик (с погрешностью 1-2,5°C), позволяющий отслеживать изменения температуры в несколько градусов;
• Датчик на выходе из радиатора — вспомогательный датчик невысокой точности, обеспечивающий своевременное включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора.

Несколько датчиков дают больше информации о текущем температурном режиме силового агрегата и позволяют надежнее контролировать его работу.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Заменить вышедший из строя ДТОЖ можно только аналогичным прибором.

Необходимые инструменты

Для выполнения задачи потребуется:

  • емкость для сбора отработанной жидкости;
  • гаечный ключ на 19;
  • герметик.

Пошаговая инструкция

Демонтаж и установка контроллера выполняются так:

  1. Из радиатора надо слить часть хладагента, это потребуется для демонтажа датчика.
  2. От устройства отключите подведенные провода.
  3. Сам контроллер отключается с помощью гаечного ключа на 19.
  4. Выполните диагностику устройства, если это нужно. Если вы меняете прибор, то перед установкой необходимо его резьбу обработать герметиком.
  5. Закрутите на место новый контроллер, подключите к нему проводку.
  6. Залейте в систему охлаждения слитый ранее антифриз. Убедитесь в том, что через устройство не протекает хладагент.

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей

Датчик температуры двигателя (ДТД), или как его чаще называют — датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является регистратором температуры двигателя и представляет собой термистор, т. е. резистор, сопротивление которого существенно изменяется даже при незначительном изменении температуры.
В качестве чувствительных элементов таких датчиков используются вещества, способные изменять какое-либо свойство или параметр (обычно электрическое сопротивление) при нагреве или охлаждении.

Читайте так же:
Как регулировать глубину фрезерования на мотоблоке

датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ

Датчик ввернут в проточный патрубок охлаждающей системы двигателя и его чувствительный элемент постоянно находится в потоке охлаждающей жидкости. При низкой температуре двигателя датчик имеет высокое сопротивление (около 100 кОм при —40 °С), а при высокой температуре — низкое (10…30 Ом при 130 °С).

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ двигателя) подает к датчику через сопротивление определенной величины стабилизированное напряжение 5 В и с помощью делителя измеряет падение этого напряжения на датчике.
Падение напряжения будет значительным на холодном двигателе и небольшим, когда двигатель прогрет. По измеренному падению напряжения на датчике блок управления посредством программы определяет температуру охлаждающей жидкости и двигателя. Эта температура влияет на работу большинства систем, которыми управляет электронная автоматика.

Например, по температуре двигателя корректируется состав топливовоздушной смеси (ТВ-смеси): для холодного двигателя смесь должна быть обогащена, для прогретого — обеднена.
Угол опережения зажигания также корректируется по температуре двигателя.

Неисправности датчика температуры

Обрыв (плохое соединение) в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости интерпретируется в электронном блоке управления (ЭБУ) двигателя как низкая температура двигателя. ТВ-смесь при этом излишне обогащается, и двигатель начинает работать неэкономично, загрязняет окружающую среду. В регистраторе неисправностей (в памяти ЭБУ двигателя) будет записан код «Работа двигателя на богатой ТВ-смеси».

Замыкание в цепи или неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости интерпретируется в ЭБУ как перегрев двигателя. Система впрыска топлива будет формировать переобедненную ТВ-смесь, и работа двигателя станет неустойчивой. В памяти регистратора ЭБУ двигателя запишется код неисправности «Работа двигателя на бедной ТВ-смеси».

Датчик температуры охлаждающей жидкости следует проверять в следующих случаях:

  • при обнаружении в регистраторе неисправностей соответствующих кодов;
  • при затрудненном пуске, неустойчивой работе или остановках двигателя на холостом ходу;
  • при повышенном расходе топлива, детонации или повышенной концентрации окиси углерода СО в отработавших газах;
  • при негаснущей контрольной лампе «перегрев двигателя» (если имеется).

Проверка компонентов системы охлаждения двигателя

Перед проверкой датчика температуры охлаждающей жидкости следует убедиться в исправности системы охлаждения двигателя.

Система охлаждения должна быть правильно заправлена охлаждающей жидкостью.
Радиатор и резервуар расширителя должны быть заполнены по норме.
Следует помнить, что крышку на радиаторе или расширителе можно снимать только при остывшем двигателе, иначе охлаждающая жидкость с рабочей температурой более 100 °С может выплеснуться под давлением паров и причинить ожоги.
Для нормального функционирования датчика его рабочая часть должна постоянно находиться в потоке охлаждающей жидкости.

Читайте так же:
Регулировка свободного хода педали сцепления на поло седан

Крышка радиатора должна быть герметичной, иначе в системе охлаждения могут образоваться воздушные «карманы» и показания датчика температуры будут неверными.
Тип охлаждающей жидкости должен соответствовать рекомендациям производителя.
Вентилятор должен нормально работать, чтобы двигатель не перегревался.
Если в системе охлаждения установлены термостат или электроконтактный термовыключатель, то необходимо убедиться в их работоспособности.

Диагностика ДТОЖ с помощью мультиметра и контактного пирометра

С помощью мультиметра в отключенном от жгута датчике температуры охлаждающей жидкости проверяется сопротивление терморезистора. Выходное напряжение датчика проверяется при подключенном жгуте. Оба этих параметра должны соответствовать спецификации.

Непосредственно на работающем двигателе автомобиля температура проверяемого датчика может быть проконтролирована с помощью контактного пирометра. Пирометр – это прибор для контактного или бесконтактного (дистанционного) измерения температуры какого-либо объекта (рис. ниже).
Если датчик температуры исправен, а соответствующий код неисправности сохраняется в памяти ЭБУ двигателя, то, скорее всего, проблема с соединительным жгутом.
Проводка между датчиком и ЭБУ двигателя проверяется по методикам и диагностическим картам производителя.

проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Неисправный датчик не будет соответствовать стандартным параметрам и должен быть заменен, так как ремонту не подлежит.
Номинальное (рабочее) значение температуры охлаждающей жидкости варьируется в зависимости от моделей двигателя. На одних моделях термостат открывается при температуре 82 °С, на других — при 90 °С и выше.
Прежде чем заменять датчик, следует убедиться, что двигатель работает с температурой, оговоренной в спецификации.

В кустарных условиях проверку датчика температуры с помощью мультиметра можно выполнить, погружая датчик поочередно в горячую и холодную жидкость (например, воду). Терморезистор датчика должен реагировать на изменение температуры изменением сопротивления, что можно определить по показаниям омметра в мультиметре.
Конечно, такая проверка лишь приблизительно диагностирует правильную работу датчика и соответствие параметров сопротивления термистора требованиям спецификации.

Диагностика датчика температуры с помощью сканера

На дисплей сканера, подключенного к бортовому диагностическому разъему, выводятся текущие значения температуры охлаждающей жидкости. Измерение текущего (изменяющегося под воздействием температуры) значения сопротивления датчика не требуется, так как сканер автоматически сопоставляет эти значения с указанными в спецификации значениями напряжения и температуры датчика.

Эти значения сравниваются со значениями температуры, полученными с помощью исправного контактного пирометра.
Если разница превышает 5 °С, проверяются на исправность цепь подключения датчика к ЭБУ двигателя и разъем на датчике, контакты которого не должны быть окислены.
При исправном жгуте вероятнее всего неисправен датчик, и его заменяют.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector