Carsevolution.ru

КАРС Эволюшн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как устранить неисправности и сделать регулировку ГУРа на МТЗ: рассказываем подробно

Чугунный корпус ГУРа МТЗ 80 (82) размещён на переднем брусе рамы между передней фронтальной стенкой капота и радиатором охлаждения дизеля машины. Узел представляет собой механизм с червячным редуктором, оснащённый автономной гидросистемой с золотником управления потоками рабочей жидкости, шестерёнчатым гидронасосом левого вращения НШ-10-Л-У ГОСТ 8753-71, силовым цилиндром двухстороннего действия и предохранительным клапаном. Гидронасос системы приводится от шестерни газораспределения двигателя.

В корпусе усилителя установлен червяк, связанный витками с сектором и свей торцевой частью с золотником распределителя узла. На концах золотника стоят упорные подшипники, в которые под давлением пружин упираются плунжеры. Одновременно наружными сторонами плунжеры упираются в корпусные детали распределителя. Плунжеры и пружины через подшипники удерживают золотник в нейтральном положении. При вращении рулевого колеса червяк витками начинает передвигать сектор, поворачивая вал сошки. Возникающее сопротивление колёс передаётся через механизм на червяк, образуя усилие, передвигающее его в осевом направлении вперёд или назад в зависимости от направления поворота. Своим смещением червяк взаимодействует с золотником распределителя узла передвигая его относительно оси . Таким образом, золотник управляет потоками масла под давлением. При движении прямо золотник распределителя подпружиненный пружинами стоит в нейтральном положении, давление подаваемое насосом, сбрасывается в корпус усилителя, являющийся гидробаком системы.

Схема работы распределителя при повороте вправо и влево

Вращением рулевого колеса червяк перемещает золотник, открывающий своими поясками магистрали полостей силового цилиндра. При этом в зависимости от стороны поворота одна полость связана с магистралью, подающей масло под давлением, другая со сливом. Золотник падает давление в полость цилиндра только во время непосредственного вращения рулевого колеса. С остановкой руля червяк перестаёт действовать на золотник распределителя, который под усилием пружин занимает нейтральное положение, сбрасывая масло в сливную полость.

Поршень цилиндра 25 взаимодействует через шток с рейкой 14, связанный с сектором 12. При подаче золотником давления в одну из полостей шток передаёт усилие рейке передвигающий сектор, облегчая вращение вала 28, связанного с сошкой 13. Рабочее давление в гидросистеме равно 2-4 мПа. Поворачивая руль до максимального угла поворота — давление достигает своего максимального значения 8 мПа и ограничивается предохранительным клапаном 7.

Ощущение «Чувства дороги» водителя сопротивления повороту при управлении обеспечивается давлением от нагнетательного канала в полостях с пружинами, действующих на плунжера. При управлении без усилия-червяк не взаимодействует с золотником и гидросистема не участвует в усилении.

Дополнительно узел оборудован датчиком автоблокировки дифференциала размещённый в упоре рейки. В состав устройства входит золотник 21, поворотный кран 18 с маховиком, толкателя и щупа 20. Нерегулируемый редукционный клапан поддерживает в гидросистеме блокировки давление 0,7- 0,9 мПа. Устройство обеспечивает блокировку дифференциала при движении прямо и автоматически выключает её при повороте колёс больше 8 ̊.

Устройство

Гидроусилитель руля КамАЗ включает следующие компоненты:

  1. Распределительный механизм. Применяется для направления потоков рабочих сред, в том числе, масла гидросистемы, в узлы и отсеки системы ГУР.
  2. Гидравлический цилиндр. Используется в качестве преобразователя гидравлического давления в механические импульсы, необходимые для движения поршней и штоков.
  3. Гидравлическая жидкость. Это рабочая среда, передающая усилие от насосной установки гидроцилиндру. Жидкость выполняет смазывание соприкасающихся элементов и узлов.
  4. Насос гидроусилителя руля КамАЗ. Поддерживает требуемое для корректной работы системы давление. Также насос ГУР КамАЗ осуществляет циркуляцию рабочей жидкости.
  5. Элементы соединения узлов или магистрали. Необходимы для объединения в единый механизм всех частей системы.
  6. Фильтрующий механизм.
  7. Устройство управления или электронный модуль. Используется для направления и регулировки работы.

Устройство ГУР КамАЗ у разных моделей Камского автозавода может незначительно отличаться.

ГУР на МТЗ-80: устройство, неисправности и методы устранения

На Минских МТЗ-80 (82), оборудованных мотором Д-240, устанавливается гидроусилитель руля 70-3400020, который производится Бобруйским заводом тракторных деталей и агрегатов (БЗТДиА).

Читайте так же:
Сделай сам регулировка фар своими руками

Гидроусилитель руля 70-3400020 МТЗ

Рассмотрим схему 70-3400020 в разрезе. Узел помещен в корпус (2), выполненный из литого чугуна, который устанавливается на раму машины между фронтальной стенкой капота и радиатором дизельного мотора. В нем располагается основной механизм рулевого управления – это связанные между собой червяк (5) и сектор (4); а также гидроагрегаты системы: гидронасос НШ-10-Л-У ГОСТ 8753-71, силовой цилиндр, предохранительный клапан, золотниковый гидрораспределитель, и гидробак.

Если в гидроусилительной системе по какой-либо причине появляется неисправность, возникает тугое рулевое управление. Рассмотрим основные виды неисправностей ГУР, способы их устранения и усовершенствования своими руками.

  1. Если в системе образуется пена, причины могут быть следующие:
    • из-за того, что в баке ГУР снижен уровень жидкости (тогда следует проверить уровень и долить жидкость, если нужно);
    • в нее попал воздух (осмотреть всасывающий трубопровод (20) в целях выявления мест подсоса воздуха, провести ремонт, поставить шайбы на соединение, заменить сальники).
  2. Когда вследствие падения давления в системе сбивается правильная настройка предохранительного клапана в пределах 7,5-8,5 MIIa, подстройте его.
  3. Если в насосе ГУР произошла утечка жидкости большого объема, скорее всего, он неисправен и подлежит замене.
  4. При заедании зацепа пары червяк-сектор необходимо отрегулировать зацепление, при условии установленного значения свободного хода руля не более 30 градусов при работающем моторе трактора. Для этого регулировочные болты эксцентриковой втулки сначала ослабляют, проворачивают ее по часовой стрелке до упора зацепа червяка и сектора, а затем на 1-1,2 см в обратном направлении. Далее нужно определить положение руля, когда не будет происходить заклинивания и при необходимости увеличить зазор в зацеплении. После настройки зафиксировать положение регулировочными болтами.
  5. Выставить нужный зазор от 0,1 до 0,3 миллиметра между сектором и рейкой путем уменьшения толщины регулировочных прокладок до упора.

Как усовершенствовать своими руками гидроусилитель руля, поставив шайбы под золотник, показано на видео ниже.

Устройство ГУР КАМАЗ 4310

КАМАЗ-4310 разрабатывался как проходимая армейская машина для армии с колесной формулой 6×6, что привнесло свои изменения в конструкцию ГУРа в плане его увеличения способности и устойчивости к нагрузкам.

Силовой цилиндр выполнен в едином картере со всем рулевым механизмом. Управляющие клапаны оснащены системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами, чтобы создать реактивное усиление на руле в момент его поворота на больших скоростях.

Другой особенностью конструкции является крепление рулевой сошки. На полноприводных КАМАЗах семейства 4310 болты и шплинты заменили на гайки со стопорными шайбами.

Устройство ГУР КАМАЗ 4310

Устройство ГУРа КАМАЗ-4310

  1. 853354 — Болт М8-6gх30
  2. 1/05166/73 — Шайба 8 пружинная
  3. 4310-3401079 — Крышка передняя
  4. 864201 — Кольцо уплотнительное
  5. 853512 — Гайка М25х1,5-6Н
  6. 5320-3401373 — Шайба пружинная
  7. 1/21647/21 — Гайка М10х1,25-6Н
  8. 1/05168/73 — Шайба 10 пружинная
  9. 864650 — Подшипник упорный
  10. 4310-3400020 — Механизм рулевого управления в сборе
  11. 4310-3401770 — Редуктор угловой в сборе (45342401841)
  12. 4310-3401090 — Сошка рулевого управления
  13. 853631 — Шайба
  14. 853567 — Гайка
  15. 864707 — Шарик-заглушка
  16. 1/13069/21 — Болт М10х1,25-6gх30
  17. 1/05168/73 — Шайба 10 пружинная
  18. 251648 — Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75
  19. 4310-3401083 — Крышка боковая
  20. 4310-3401029 — Манжета уплотнительная
  21. 864206 — Кольцо уплотнительное
  22. 864203 — Кольцо уплотнительное редуктора руля
  23. 5320-3401791 — Втулка
  24. 864204 — Кольцо уплотнительное
  25. 862803 — Кольцо упорное
  26. 5320-3401140 — Шайба регулировочная
  27. 5320-3401141 — Шайба регулировочная (453471205)
  28. 5320-3401142 — Шайба регулировочная
  29. 5320-3401144 — Шайба
  30. 5320-3401163 — Винт регулировочный
  31. 5320-3401176 — Шайба упорная
  32. 4310-3401065 — Вал сошки
  33. 4310-3401029-10 — Манжета уплотнительная вала сошки
  34. 4310-3401789 — Шайба упорная уплотнительной манжеты вала сошки
  35. 4310-3401015 — Картер механизма рулевого управления
  36. 864207 — Кольцо уплотнительное рулевого механизма
  37. 5320-3401371 — Клапан перепускной
  38. 5320-3401377 — Колпачок клапана
  39. 4310-3401529 — Крышка задняя картера рулевого управления
  40. 1/05168/73 — Шайба пружинная
  41. 1/13069/21 — Болт М10х1,25-6gх30
  42. 4310-3401076 — Втулка картера
  43. 864190 — Манжета вала сошки в сборе
  44. 864194 — Кольцо упорное
  45. 4310-3401030 — Манжета наружная сальника сошки вала в сборе
  46. 864707 — Шарик-заглушка
  47. 2101-2401046 — Пробка магнитная в сборе
  48. 4310-3401417 — Винт установочный
  49. 4310-3401411 — Рейка-поршень
  50. 5320-3401038 — Гайка шариковая
  51. 864707 — Шарик-заглушка
  52. 5320-3401179 — Желоб шариковой гайки
  53. 4310-3401415 — Кольцо уплотнительное рейки-поршня
  54. 864208 — Кольцо распорное
  55. 1/35466/21 — Шпилька М10х1,25х20х35
  56. 1/05168/73 — Шайба 10 пружинная
  57. 1/21647/21 — Гайка М10х1,25-6Н
  58. 862812 — Кольцо упорное втулки
  59. 5320-3401361 — Кольцо уплотнительное винта рулевого управления
  60. 5320-3401391 — Кольцо распорное
  61. 5320-3401403 — Втулка плавающая
  62. 4310-3401359 — Винт рулевого управления
  63. 1/05166/73 — Шайба 8 пружинная
  64. 1/13438/31 — Болт М10х1,25-6gх50
  65. 379432 — Пломба
  66. 258266 — Проволока
  67. 4310-3401780 — Колпачок регулировочного винта предохранительного клапана
  68. 1/05168/73 — Шайба 10 пружинная
  69. 853034 — Болт М10х1,5-6gх65
Читайте так же:
Регулировка карбюратора пекар к178в

Насос ГУРа КАМАЗ-4310

Насос ГУРа КамАЗ-4310

Гидравлический насос создает давление рабочей жидкости в ГУРе. Обычно он располагается на развале блока цилиндров. На КАМАЗах в основном используются насосы лопастного типа, двойного действия. В ходе одного оборота крыльчатки происходит и цикл нагнетания и цикл всасывания.

Типичные неисправности ГУР КАМАЗ-4310

Неисправности делятся на 2 типа: неисправности механической части и неисправности гидравлической части.

При эксплуатации в условиях крайнего севера увеличивается вязкость рабочей жидкости, что в свою очередь приводит к тому, что она срывает сальники системы.

Постоянное падение уровня масла в бачке насоса.

• Причина заключается в повреждение сальника валика насоса.
Устранение: Для решения нужно заменить сальник.

Выброс масла через предохранительный клапан крышки бачка насоса.

• Чрезмерное количество жидкости ATF в системе.
Устранение: Слейте лишнюю жидкость.

• Грязный или неисправный фильтр насоса.
Устранение: Заменить фильтр.

• Нарушение геометрии коллектора.
Устранение: Если нарушение незначительны, то выровняйте коллектор. Если нарушения серьезные, то лучше заменить коллектор.

• Нарушена герметичность прокладки коллектора, в систему попал воздух.
Устранение: Удалите воздух из системы затем замените прокладки.

Повышенный шум при работе насоса.

• Недостаточно рабочей жидкости ATF в системе.
Устранение: Долить жидкость.

• Фильтр насоса не выполняет свои функции.
Устранение: Заменить фильтр.

• Присутствует воздух в системе. .
Устранение: Удалите воздух и восстановите герметичность.

• Деформация коллектора.
Устранение: Если нарушение незначительны, то выровните коллектор. Если нарушения серьезные, то лучше заменить коллектор.

• Нарушена герметичность прокладки компьютера.
Устранение: Замените прокладку.

Стук в рулевом механизме.

• Увеличен засор зубчатого сцепления рулевого механизма.
Устранение: Отрегулируйте засор при помощи регулировочного винта.

• Ослабление гаек болтов соединения сошки рулевого механизма.
Устранение: Подтяните гайки.

Читайте так же:
Регулировка ручника на дисковых тормозах видео

• Ослабление гайки клиньев крепления вилок карданного вала или имеется повышенный износ шлицевого соединения.
Устранение: Подтяните гайки и замените шлицевые соединения.

Рулевой механизм заклинивает при работе

• Заклинили золотники или реактивные плунжера клапана.
Устранение: Разберите ГУР, тщательно отчистите и вымойте в растворителе.

• Повышенный износ зубчатого зацепления рулевого механизма.
Устранение: Требуется замена всего рулевого механизма.

Полное отсутствие усиления при разных скоростях вращения коленчатого вала двигателя

• Разболталось седло предохранительного клапана насоса.
Устранение: Затяните седло.

• Лопнула пружина клапана.
Устранение: Разберите клапан и замените пружину.

• Перестал работать перепускной клапан.
Устранение: Разберите насос и отчистите или замените клапан.

• Перестал работать обратный клапан рулевого механизма.
Устранение: Разберите насос и отчистите или замените клапан.

• Лопнула пружина предохранительного клапана рулевого механизма.
Устранение: Замените пружину.

Недостаточная, неравномерная работа гидроусилителя.

• Перетянуто зубчатое зацепление рулевого механизма.
Устранение: Отрегулируйте усилие на руле при помощи регулировочного винта.

• Насос не развивает необходимого давления в системе.
Устранение: Отчистите насос, при сильном износе заменит его.

• Потеря рабочей жидкости.
Устранение: Замените резиновые уплотнения и долейте жидкость.

• Течь обратного клапана рулевого механизма.
Устранение: Устраните течь и верните клапану герметичность.

• Недостаточное количество жидкости в системе, наличие в ней воздуха.
Устранение: Долейте рабочей жидкости и удалите воздух из ГУР.

Куча деталей

Гидроусилитель руля это целый комплекс отдельных агрегатов и элементов таких как:

  1. Насос гидроусилителя
  2. Рулевая рейка, совмещенная с гидроцилиндром (существуют модели реек с выносным гидроцилиндром)
  3. Устройство управления рабочей жидкостью (золотниковый механизм)
  4. Соединительные шланги высокого и низкого давления
  5. Расширительный бочок
  6. Рабочая жидкость

Насос представляет собой металлический корпус, внутри которого вращается барабан с лопастями. При вращении лопасти захватывают рабочую жидкость и подают ее под давлением в рулевую рейку. Приводиться в действие насос двигателем, посредством ременной передачи. В электроусилителях насос вращается при помощи электрического двигателя.

гидроусилитель руля схема

Рулевая рейка выполнена в форме цилиндра, внутри которого расположены зубчатая рейка, которая является и штоком гидроцилиндра, поршень гидроцилиндра и механизм управления. В торцы зубчатой рейки вворачиваются рулевые тяги, которые соединены с поворотной ступицей. Рулевая штанга через карданные соединения соединена подвижно с зубчатой рейкой.

Золотниковый механизм представляет собой распределитель давления рабочей жидкости в полости цилиндра, зависимости от поворота рулевого колеса. Она перенаправляется по каналам к поршню гидроусилителя, или в положении «прямо», просто циркулирует по кольцу, не выполняя работы.

Расширительный бачок находится выше уровня насоса в подкапотном пространстве. Изготавливается обычно из прочной пластмассы. Внутри имеет фильтрующий элемент и рассекатель напора жидкости.

жидкость для гура

В качестве рабочей жидкости гидроусилителя руля применяются специальные масла, определенной вязкости и температурного режима работы. Обычно производитель указывает спецификацию масла для гидроусилителя, но для обывателя еще указывает ее цвет, который совпадает с цветом пробки расширительного бачка. Например, концерн Фольксваген применяет зеленый цвет.Заливать жидкости разных спецификаций недопустимо, к чему это приведет, поговорим ниже.

Читайте так же:
Инструменты для регулировки клапанов на двигателе

Признаки неисправности насоса ГУР

Не нужно быть опытным мастером, чтобы понять, что с гидроусилителем что-то не так, потому что существует множество признаков его некорректной работы. Каждый, кто привык к своему автомобилю, легко поймет, что с насосом проблемы, даже не зная, как определить поломку насоса ГУР. Это можно сделать по следующим признакам:

При повороте рулевого колеса появилась отдача на руки.

Для поворота руля приходится прикладывать больше усилий, чем обычно.

Находясь в среднем положении ход руля затрудняется, водителю снова приходится прикладывать больше усилий для поворота.

Поворачивать в одну из сторон тяжело.

Затруднение поворота руля при резком его вращении.

Нарушение балансировки работы всего рулевого механизма.

Возникновение шума при работе гидроусилителя.

Чтобы понять, как проверить насос ГУР, необходимо научиться различать данные признаки. Рассмотрим детально то, какие поломки означают все эти признаки и способы их устранения.

Как проверить работу насоса ГУР, если руль поворачивается с большим усилием

Нагнетающий насос усилителя приводится в движение за счет приводного ремня. Если он ослаблен или изношен, насос хуже нагнетает давление, руль поворачивается с усилиями. Чтобы исправить ситуацию, необходимо сделать оптимальную натяжку ремня. Для этого откручиваются верхние крепления насоса, после чего регулировочным болтом выполняется настройка натяжения. Если же ремень имеет критическую степень износа, его просто меняют на новый. Когда проблема оказывается не в нем, следует проверить уровень гидравлической жидкости. Если он недостаточный, нужно долить в расширительный бачок такую же ATF, как та, что находится в системе. Смешивание гидравлических жидкостей отличающихся типов и разных производителей не рекомендуется.

Если вы не знаете, как проверить работу насоса ГУР, убедитесь для начала, что с фильтрующим элементом все в порядке. Если он загрязнен, циркуляция жидкости окажется нарушена и усилий насоса будет недостаточно для легкого поворота руля. Замена фильтрующего элемента не всегда может решить данную проблему. Если случай запущенный, вместе с фильтром придется менять и загрязнившуюся жидкость. Это простое решение проблемы, гораздо сложнее, когда сам насос по различным причинам теряет производительность. Если его обслуживание не исправит ситуацию, устройство придется заменить. Эту задачу безоговорочно лучше доверить мастерам автосервиса, ввиду сложности выполняемых работ.

Проверка насоса ГУР при появлении шума в гидроусилителе

Появление свиста и скрипа в любом узле говорит о его некорректной работе. Если появляется свист, а вы не знаете, как определить поломку насоса ГУР, первым делом нужно проверить надежность крепления устройства. Ослабление креплений способствует появлению вибрации и, соответственно, гула. Уровень гидравлической жидкости в бачке тоже имеет значение, так как недостаточное ее количество приводит к перебоям в работе насоса. Так как устройство работает с переменной нагрузкой, создается гул. Необходимо восполнить недостающую жидкость, но следует также проверить фильтрующий элемент на предмет загрязнения.

Проверка насоса ГУР должна выполняться исходя из сочетания признаков. Например, если возникает гул и при этом тяжело крутить руль, значит в систему попал воздух. Насос может перекачивать только жидкость, а потому при входе воздушного пузыря работает в холостую. За счет этого появляется свист и снижается давление в системе. Естественно, пониженное давление жидкости не может обеспечить необходимое усилие, чтобы помочь водителю поворачивать руль. Исправить ситуацию можно посредством прокачки системы, если воздух не разделился на мелкие пузырьки. Поэтому реагировать необходимо сразу с появлением свиста, чтобы прокачать систему, поворачивая руль в крайние положения при открытом расширительном бачке. Если это не помогает, значит нужно заменить гидравлическую жидкость.

Читайте так же:
Регулировка зажигания скутера сузуки

Как проверить насос гидроусилителя при несбалансированной работе рулевого механизма

Не всегда проблема кроется в гидроусилителе. Поэтому мастера, рассказывая, как проверить работу насоса ГУР, рекомендуют провести осмотр рулевого механизма. При функционировании этого узла должен быть отрегулирован рабочий баланс комплектующих. Первое, на что следует обратить внимание, так это на соответствие геометрии рулевого привода. Незначительная деформация позволяет управлять автомобилем, но негативно сказывается на работе гидроусилителя. Это касается и комплектующих рулевой рейки. При их износе появляются люфт и вибрация на рулевом колесе. Это также отражается и на техническом состоянии ГУР. Для устранения этих неполадок необходимо обслуживание рулевого механизма. Из-за его плохо сбалансированной работы в системе гидроусилителя могут появиться повреждения и утечки жидкости.

4. Устройство и принцип работы клапана ГУР.

Для управления подачей жидкости в силовой цилиндр используется управляющий (золотниковый) клапан.

princip-raboty-gidrousilitelya-rulya

Схема системы ГУР с управляющим клапаном (золотником)

Он имеет вход от насоса и два выхода в разные стороны от поршня в рабочем цилиндре (в самом золотнике отверстий больше, для увеличения пропускной способности и, соответственно, скорости передачи давления). При нормальном (прямом) расположении руля и, соответственно, колёс, золотниковый механизм запирает отверстия входа, давление одинаково с обеих сторон поршня. При провороте рулевого вала золотниковый механизм совмещает с помощью пазов отверстия входа и одного из выходов. В результате с одной стороны поршня образуется избыточное давление, толкающее его, а с ним и всю рулевую рейку с рычагами в ту или иную сторону. При выравнивании руля отверстия вновь запираются и давление с обеих сторон поршня выравнивается.

Вкратце пройдёмся по оставшимся элементам, обязательным, но неосновным. Уже упомянутый силовой (он же рабочий) цилиндр представляет собой двухсторонний поршень в камере с раздельными объёмами, в которые с одной или другой стороны поступает гидрожидкость, толкая его своим давлением. Поршень жёстко соединён с рулевыми тягами, которые двигают колёса при движении поршня.
Редукционный (перепускной) клапан, как правило, находится в насосе и служит для сброса избыточного давления, создаваемого насосом, в магистраль в обход рабочего контура (так называемая обратка).
С бачком вообще просто, он обеспечивает резерв жидкости при её активном использовании, в него же возвращается избыточная жидкость при минимальной работе ГУРа.
Да, ещё маслопроводы низкого давления (из резины, которых может не быть, если бачок конструктивно смонтирован на насосе) и гидравлические маслопроводы высокого давления от насоса к управляющему клапану, а от него к рабочему цилиндру (выполняются из металла) и обратно в бачок.

Таков принцип работы ГУР и вытекающее из этого принципа устройство системы гидроусилителя руля. Кроме собственно гидроусилителя может быть ЭУР, то есть электроусилитель руля и ЭГУР — электрогидроусилитель руля. Они имеют свои преимущества и недостатки по отношению к классическому ГУР, но это уже темы для отдельных статей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector