Carsevolution.ru

КАРС Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газораспределительный механизм

Газораспределительный механизм

Главной частью двигателя внутреннего сгорания является система газораспределения. Данная конструкция установлена на всех автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. Надежность и целостность данной системы является одним из пунктов регламента технического обслуживания. Существуют различные конструкции системы газораспределения, оборудованных разными устройствами привода, таких как: ременный, цепной и шестеренчатый. В этой статье мы рассмотрим все виды данных конструкций, а также объясним, что такое ГРМ, и дадим некоторые указания на те или иные отличия в данных системах.

Что такое газораспределительный механизм

Итак, ГРМ, что это такое в автомобиле?

Это — своеобразный проводник, который впускает внутрь топливо и выпускает газы.

Видов газораспределительного механизма двигателя 2:

  • Клапанный механизм. Встречается чаще в автомобилях – практически во всех движках на 4 такта – и располагается почти всегда сверху.

  • Золотниковый механизм. В основном устанавливается на мотоциклетные двухтактные двигатели.

Устройство и работа ГРМ

Любой газораспределительный механизм четырехтактных двигателей, независимо от типа и вида, имеет несколько основных частей:

— Клапанная группа;
— Привод клапанов;
— Распределительный вал (или валы);
— Привод вала.

Клапанная группа состоит из впускного и выпускного клапанов, пружин, которые удерживают клапаны в закрытом положении, и направляющих втулок. Наиболее важная деталь — клапан, который состоит из тарелки (или головки) и стержня. Тарелки клапанов имеют разные диаметры: у впускного — больше, у выпускного — меньше. Это обеспечивает лучшее перемешивание топливно-воздушной смеси и ее распределение в цилиндре.

Привод клапанов у разных видов двигателей отличается. Это могут быть коромысла, рычаги или толкатели, а в двигателях с нижним расположением распределительного вала присутствуют и штанги, передающие усилие от кулачков вала к коромыслам. Во многих современных двигателях для компенсации температурного расширения стержня клапанов используются гидрокомпенсаторы.

Читайте так же:
Регулировка перепускного клапана теплого пола

Распределительный вал — это именно та деталь, которая отвечает за фазы газораспределения. На валу расположены кулачки особой формы, которые при вращении открывают клапаны. Причем каждый кулачок имеет свое особое расположение и приводит в движение только один клапан.

Привод распредвала — механизм, обеспечивающий вращение вала, синхронное с вращением коленчатого вала двигателя. С одной стороны распредвала жестко установлена шестерня, которая посредством ременной или цепной передачи связана с шестерней, установленной на коленчатом валу. Диаметры шестерен подобраны таким образом, чтобы распредвал вращался вдвое медленнее коленвала.

Принцип работы ГРМ очень прост и понятен. Главный принцип в газораспределении — всегда, в каждый момент времени, обеспечивать жестко связанное относительное положение поршней, коленчатого вала, распределительного вала и клапанов. Любое, даже незначительное, смещение одних элементов относительно других приводит к нарушению фаз газораспределения и к ухудшению работы двигателя.

Традиционно схема фаз газораспределения и положение деталей ГРМ и двигателя сводится к следующему. Открытие впускного клапана производится с некоторым опережением достижения поршня своей верхней мертвой точки, то есть еще до конца такта выпуска. В это время открыт и выпускной клапан, поэтому обеспечивается лучшая продувка цилиндра от отработанных газов. Закрытие впускного клапана производится несколько позже пересечения поршня нижней мертвой точки. В дальнейшем оба клапана закрыты, происходит сжатие, воспламенение топливно-воздушной смеси и рабочий ход. Открытие выпускного клапана производится с опережением достижения поршня НМТ, а закрытие — уже после прохождения ВМТ. Таким образом, цикл замыкается и начинается снова.

За один рабочий цикл коленвал двигателя совершает два полных оборота, а распредвал — всего один. Именно поэтому шестерня коленчатого вала имеет вдвое больший диаметр, чем шестерня коленчатого вала.

Читайте так же:
Карбюратор солекс 21083 регулировка винта пускового устройства

Газораспределительный механизм — одна из важнейших систем двигателя, поэтому необходимо обеспечивать ее точную настройку и регулярно проводить техническое обслуживание. В противном случае двигатель будет доставлять массу проблем автовладельцу.

На что влияют фазы ГРМ

Фазы газораспределения

В двигателях современных бюджетных автомобилей не предусмотрена автоматическая регулировка фаз газораспределения, поэтому они настроены на средний режим работы. Форма кулачков распределительных валов таких двигателей рассчитана на максимальное наполнение и освобождение цилиндров при скорости вращения, близкой к максимальному крутящему моменту. Обычно он расположен между 2/3 и 3/4 от максимальных оборотов. Поэтому такой двигатель «плохо тянет» на оборотах ниже половины от максимальных.

Почему так происходит? Чем выше обороты двигателя, тем быстрей движутся поршни. В результате давление внутри цилиндра во время фазы выпуска возрастает, но пропускная способность выпускного клапана не меняется. Во время фазы впуска поршень движется быстрей, чем на холостых оборотах, но пропускная способность клапана не меняется. Поэтому чем выше обороты двигателя, тем хуже наполнение цилиндров. Поэтому нередко фазы выпуска и выпуска пересекаются. В то время когда выпускной клапан закрывается, но еще открыт, начинает открываться впускной клапан.

На холостых и низких оборотах часть топлива, которая поступает в двигатель, уходит в выхлопную трубу. Это снижает мощность и экономичность двигателя. По мере роста оборотов влияние этого эффекта слабеет. Поэтому чем выше обороты двигателя, тем длинней должны быть фазы газораспределения. Это позволит избежать снижения мощности мотора.

Если сдвинуть фазы газораспределения от оптимальной точки, то произойдет резкое падение мощности мотора. Ведь цилиндры будут или не до конца освобождаться от выхлопных газов или не до конца наполняться топливовоздушной смесью. Однако оптимальная точка начала фазы и ее продолжительность зависят от нагрузки на мотор и оборотов двигателя. Поэтому тюнинговые мастерские и умелые автомобилисты устанавливают вместо штатной шестерни распределительного вала разрезную шестерню, с помощью которой можно сдвигать фазу на угол до 10 градусов. Также используют тюнинговые распределительные валы, рассчитанные на различные режимы и нагрузки. Те, кто предпочитает ездить на максимальной скорости, устанавливают валы с максимальными фазами впуска и выпуска. Те же, кто ездит на средних оборотах двигателя, избегая резких стартов и больших скоростей, ставят валы с чуть уменьшенными фазами.

Читайте так же:
Регулировка развал колес москвич 2140

Проверка ремня ГРМ на наличие повреждений

Учитывая важность технического состояния ремня ГРМ, некоторые производители рекомендуют проводить визуальную диагностику каждые 15 тыс. км. При этом достаточно простым способом оценивается и натяжение ремня. На автомобилях ВАЗ, например, передняя ветвь (самый длинный участок между шкивами) при закручивании большим и указательным пальцами перпендикулярно направлению движения ремня при нормальном натяжении поворачивается приблизительно на 90 о .

Если при внешнем осмотре ремня выявляется, что он неровно надорван (тем более полностью разорван по неровной траектории) – это может свидетельствовать об избыточном натяжении.

Ремень ГРМ надорван

Срез одного из зубьев, напротив, может свидетельствовать о недостаточном натяжении.

Срез зуба на ремне ГРМ

Трещины на внешней поверхности ремня могут быть следствием перегрева или переохлаждения, а также естественных процессов старения.

Трещины на внешней поверхности ремня ГРМ

Дефекты торцевой поверхности свидетельствуют о перекосе ремня, вызванном либо смещением шкивов, либо смещением ролика натяжителя.

Дефекты торцевой поверхности ремня ГРМ

Отслоение сразу нескольких зубьев от основы ремня может быть вызвано заклиниванием шкива водяного насоса.

Отслоение нескольких зубьев от основы ремня ГРМ

Наличие перечисленных дефектов свидетельствует о необходимости замены ремня и учёта при замене выявленных дефектов.

Особое внимание при осмотре следует уделить наличию следов замасливания. Дело в том, что ремень ГРМ не рассчитан на работу с материалами, которые могут оказать агрессивное воздействие на материал ремня (моторное масло относится к таковым). Поэтому перед заменой необходимо устранить причины попадания масла (как правило, это уплотнения) на работающий ремень.

Для чего нужна регулировка цепи ГРМ?

Регулировка цепи это неотъемлемая часть любого автомобиля(Но мы рассмотрим ВАЗ 2101, 2106, 2107, 2109 и 2114). Так как цепь очень важна двигателю. За счет цепи «ГРМ» двигатель равномерно крутиться и не создает проблем при движении. Но со временем использования автомобиля, цепь начинает разбалтываться. В связи с чем появляется ряд проблем, которые описаны чуть ниже в рубрике «Что будет с двигателем, если регулировка цепи будет нарушена?»

Читайте так же:
Регулировка турбины гранд старекс vgt

Что произойдёт с газораспределительным механизмом, если цепь не будет отрегулирована?

В связи с неправильной регулировки цепи, может сбиваться установка фаз газораспределения что в свою очередь очень чревато неправильной работой двигателя, а так же вследствие плохой регулировки цепи, увеличивается износ звездочек на которых она установлена.

Эксплуатация ГРМ

Тепловой зазор между стержнем и рычажком распредвала должен иметь определённый размер, потому что при повышении температуры в газораспределительном механизме все его составляющие расширяются. И если зазор менее того показателя, какой предусмотрен, то клапан откроется больше чем нужно и не сможет закрыться в нужное время. Всё это даст сбой в основном процессе, и к тому же клапаны быстро придут в негодность.

Если же зазор, наоборот, больше, то клапан откроется меньше. Газы, подлежащие выходу, не будут удаляться в полном объёме, что повлияет на качество впрыскиваемого топлива и на работу в целом.

Если автомобиль глохнет или наблюдаются другие похожие признаки, то стоит проверить именно зазор клапана и отрегулировать его в соответствии с предусмотренной нормой. Это позволит сберечь двигатель авто от преждевременного ремонта. Стоит помнить, что рамки колеблются в пределах от 0,16 до 0,33 мм. И без соответствующих навыков и опыта сделать это самостоятельно весьма проблематично, лучше обратиться к специалистам.

Периодически нужно проверять натяжение зубчатого ремня и, если нужно, регулировать. Внешний вид также имеет значение, иначе есть шансы обрыва его на ходу, что приведёт к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту.

Многим автомобилистам не приходится залазить под капот самостоятельно, но если подошло этому время, то всегда стоит запоминать и складывать детали в определённом порядке, чтобы успешно собрать обратно и не оказалось «лишних» деталей.

Читайте так же:
Регулировка камеры заднего вида на авто

Любая поломка не возникает мгновенно, ей всегда что-то предшествует, чаще всего это нехарактерные стуки для обычной работы двигателя. И даже если кажется, что ничего не стучит, но автомобиль работает не должным образом, следует проехать с посторонним человеком — непривыкшее ухо способно заметить посторонние звуки гораздо быстрее. Многие люди не замечают этого и продолжают использование автомобиля с различными неисправностями, полагая, что так и должно быть. Всё это опасно как для самого автовладельца, так и для окружающих, если ремень ГРМ лопнет в пути, то аварии не избежать. Дорогостоящий ремонт будет лучшим вариантом в такой ситуации, хотя это тоже весьма печальный исход.

Срок службы ремня приблизительно равняется шестидесяти тысячам километров. Всегда стоит помнить об этом. Особенно приобретая машину на вторичном рынке. Лучше сразу сменить ремень ГРМ, а также проверить и отрегулировать работу самого газораспределительного механизма.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector