Carsevolution.ru

КАРС Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление кулером процессора – лучший способ избавиться от шума в системном блоке

Управление кулером процессора – лучший способ избавиться от шума в системном блоке

Кулер процессора

Высокая производительность современных компьютеров имеет и обратную сторону: повышенное тепловыделение от чипов, установленных на системной плате, видеоадаптере, и даже в блоке питания. Именно поэтому, практически каждый ПК оснащен достаточно мощной системой охлаждения. Наиболее недорогой, простой и распространенный вариант — это охлаждение устройств посредством радиаторов, установленных непосредственно на чипы, и охлаждающих их вентиляторов.

Но три или больше установленных вентилятора издают достаточно сильный шум. Отключить кулеры нельзя, так как произойдет перегрев компьютера со всеми вытекающими из этого неприятностями. Но как тогда бороться с шумом, который со временем становиться все сильнее из-за износа механической части вентилятора и выработки смазки? Ответ один: взять управление вентиляторами компьютера в свои руки. О том, каким способом этого добиться, и будет наша публикация.

Что делать, если ползунок Fan Speed неактивен (не работает)

Для разблокировки программного управления:

  1. Кликните по кнопке «Auto» (правее от названия).

настройка Fan Speed в msi afterburner

Быстрый способ решения проблемы.

Как в MSI Afterburner разблокировать Fan Speed и настроить вращение кулера?

То же самое через настройки Afterburner.

Другой способ

  1. Завершите работу приложения.
  2. Откройте файл ProfilesMSIAfterburner.cfg в каталоге программы Афтербернер через текстовый редактор (Блокнот, Notepad++).
  3. Значение переменной «SwAutoFanControl» (75-я строчка) поменяйте на «1» и сохраните изменения комбинацией Ctrl + S.

редактирование значений Fan Speed в msi afterburner

Продвинутый текстовый редактор отображает номера строк.

Опция Fan Speed останется неактивной, если вентилятор подключен к плате штекером с тремя проводами (управляющие сигналы отправляются по четвёртому), чип не оснащён микросхемой для регулировки частоты вентилятора.

Важно! Если инструкции не помогут, загляните в корпус системного блока, если к охлаждению ведёт три проводника – вмешаться в работу вентилятора не получится.

коннектор кулера

Внешний вид разъёмов с тремя и четырьмя контактами.

Управление вентиляторами с помощью частотных преобразователей

Режим работы электродвигателей, приводящих в действие вентиляционные системы, отличается от тех, что работают в силовых приводах. В первую очередь оно заключается в том, что нет необходимости удерживать постоянный вращающий момент на валу. Кроме того, разгон, торможение и остановка происходят с меньшей интенсивностью. Поэтому управление вентиляторами осуществляется так называемым скалярным методом, а частотные преобразователи для вентиляторов использующиеся для этого, наиболее конструктивно просты и обладают минимальным набором функциональных возможностей.

Что такое скалярное управление

Прежде чем описывать этот тип управления, стоит остановиться на самом определении «скалярный». В переводе с латинского scalaris – ступенчатый, если прочитать это слово внимательно, то вы увидите еще одно значение – шкала. Этим термином описывается любая величина, имеющая одно фактическое значение. Например, масса, площадь, температура. Если же какому-либо физическому явлению сопутствует еще и направление распространения, то она является векторной величиной. Таковой является, например, так называемая сила, которой в механике Ньютона присвоен знак F. А все потому, что она не может быть не приложена к чему-либо, то есть, имеет направленную, векторную, природу.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора мотоцикла восход

Рисунок 1 – график зависимости частоты тока, питающего двигатель, от времени при скалярном управлении

Скалярное управление вентиляторами заключается в отслеживании и поддержании одного параметра – отношения напряжения к частоте (u/f). Если оно будет стабильным, то стабильной будет и величина магнитного потока в зазоре между статором и ротором асинхронного электродвигателя. А как раз она и определяет частоту вращения вала.

Рисунок 2 – изменение частоты тока и амплитуды напряжения при скалярном управлении

Особенностью управления на низких оборотах является необходимость учета сопротивления обмоток статора, вызывающего дополнительное падение напряжения, и изменение заданного соотношения u/f. Поэтому при скалярном управлении частоту питающего напряжения никогда не снижают менее 3 Гц, а максимальный вращающий момент на пуске ограничивают полуторным превышением номинала. Для вентиляторных установок, не испытывающих больших нагрузок в момент раскручивания это вполне нормальное значение.

Существует два способа осуществления скалярного управления:

1. Без датчика скорости вращения (энкодера) вала двигателя.

2. С датчиком вращения.

Скалярное управление без энкодера

Частотные преобразователи для вентиляторов, на валу которых не установлен энкодер, включаются по приведенной ниже схеме.

2020-12-14_15-48-57.png

Недостатком этого метода является то, что не учитывается так называемое скольжение – отставание фазы вращающегося магнитного потока ротора от статора. Возникает оно вследствие электрических потерь, возникающих в воздушном зазоре между этими деталями асинхронного электродвигателя.

Если на валу нет нагрузки, то скольжение близко к нулю, хотя никогда не станет равным ему. В этом случае заданный паттерн – соотношение u/f будет провоцировать перевозбуждение и увеличение частоты вращения. Если возникнет перегрузка и двигатель остановится, то скольжение увеличится, спровоцировав возникновение короткого замыкания в роторе. Однако частотники для вентиляторов, включенные по такой схеме, не отреагируют на изменение, что может привести к аварии всей установки. Обычная ширина диапазона автоматической регулировки частоты вращения находится в пределах от 2 до 3 процентов от номинала, установленного значением u/f.

Диапазон регулирования в схеме без энкодера определяется соотношением 1:40. Например, если на электропривод будет подаваться переменное напряжение с частотой 60 Гц, то минимальным значением частоты является 1,5 Гц.

Скалярное управление с энкодером

При использовании датчика частоты вращения частотные преобразователи для вентиляций включаются по схеме, приведенной ниже.

2020-12-14_15-52-23.png

Недостатком этого способа является сам датчик скорости, технические характеристики которого могут ограничивать максимальную частоту вращения вала. Поэтому диапазон регулирования сужается до соотношения 1:10. А это дополнительно снижает возможности управления вентиляторными установками на малых оборотах. Вращающий момент во время пуска будет еще меньшим.

Читайте так же:
Регулировка кулисы коробки сенс

Достоинства и недостатки скалярного управления

Управление вентиляторами скалярным методом имеет как достоинства, так и недостатки.

В первую очередь, он очень прост и не требует чрезмерно сложных устройств, а также высокой квалификации персонала, обслуживающего вентиляторную установку. Кроме того, один частотный преобразователь может управлять несколькими электродвигателями, суммарная мощность которых не превышает ту, что указана в его паспорте.

Однако этот способ не позволяет реагировать на отклонения от нормы быстро, кроме того, диапазон изменения скоростей вращения вала ограничен. На величину вращающего момента нельзя влиять совсем, для этого требуется векторное управление.

Частотные преобразователи для управления вентиляторами

Большинство производителей силовой электронной продукции выпускают специальные серии частотных преобразователей, для которых управление вентиляторами является узкоспециализированной задачей.

ESQ-210

Выпускается российской компанией «Элком». Управляют одно и трехфазными двигателями мощностью от 0,2 до 3,7 кВт. Предел изменения выходной частоты от 0,1 до 400 Гц.

Приборы бренда Toshiba. Управляют только трехфазными электродвигателями мощностью от 0,4 до 300 кВт. Имеют девять режимов работы и возможность подключения к локальным вычислительным сетям для дистанционного управления.

Остались вопросы?
Специалисты ЭНЕРГОПУСК ответят на Ваши вопросы:
8-800-700-11-54 (8-18, Пн-Вт)

Программа Riva Tuner

Еще одно небольшое, но очень удобное приложение, предназначенное для управления и контроля работы вентилятора. Оно так же абсолютно бесплатное и подходит для любой версии Windows.

Изменить скорость вращения кулера с ее помощью достаточно легко, для этого нужно:

  1. Установить и запустить приложение.
  2. Перейти в расширенные настройки, затем в раздел «Fan».
  3. Управлять оборотами кулера можно двигая специальные ползунки (так же в процентном соотношении).
  4. Отрегулировав их, нажмите «ОК», для применения внесенных настроек.

После этого вентилятор ноутбука должен начать работать постоянно и на указанной скорости.

Сохранность системы охлаждения

После нагрева движка до предельной температуры, должен включаться вентилятор. Существует много минусов резкого старт, которые негативно действуют на электропроводку автомобиля.

Ночная дорога в городе

Перегрузку получают такие элементы:

  • генератор, аккумуляторная батарея, электропроводка;
  • детали крепления, подшипники;
  • датчики температуры, вследствие эффекта термокачки.

Чтобы проводка выдержала пусковые перегрузки, в автомобиль установлен мощный и дорогой предохранитель. Решить проблему перегрузки поможет плавное включение вентилятора охлаждения. Многие современные модели авто уже имеют такую функцию, но есть такие которые нужно переоборудовать своими руками.

Известно несколько способов плавного включения вентилятора охлаждения двигателя самостоятельно.

  1. Установить в свой радиатор датчик охлаждения с более низкой температурой срабатывания.

Особенности функционирования штатного устройства:

  • высокая производительность. Привод работает на высокой скорости, что приводит к частым старт-стопам системы.
  • высокая температура срабатывания датчика, что приводит к перебоям в оборотах двигателя и закипанию.
Читайте так же:
Регулировка насос форсунки на двигателе яаз 204

Машина едет на трассе

Хорошую производительность обеспечит невысокие обороты привода и плавное срабатывание.

  1. Установка кнопки принудительного обдува. Такой способ позлит водителю самостоятельно решать, когда включится вентилятор охлаждения двигателя. Такое решение поддерживает стабильную температуру ОЖ и сохраняет систему от резкого скачка напряжения. Это обеспечивается благодаря установке дополнительного реле с большим сопротивлением.
  2. Монтаж генератора пуска. Метод подходит для водителей, которые знакомы с устройством электрики и методами пайки. Регулятор придется переделать индивидуально для автомобиля и установить в цепь питания устройства. Как работает генератор: после подачи напряжения на устройство, для определения момента открытия затвора, ток проходит через драйвер транзисторов, диоды и конденсатор. Величина и плавность открытия заслонки зависит от емкости конденсатора. Инструкции по подключению можно найти на форумах.
  3. Эффективный, но дорогостоящий вариант — это установить блок управления. Его эффективность заключается в постепенном изменении оборотов электромотора в зависимости от изменения температуры ОЖ.

Вариант 2. Настроить систему охлаждения

Банально, но на всякий случай проговорим: убедитесь, что вентиляторы установлены верно. То есть логотип производителя направлен туда, откуда происходит забор воздуха. Выход для провода, перекрестье и сервисная информация всегда сзади — в эту сторону вентилятор дует. Передние вентиляторы должны быть направлены в корпус, остальные — из него. Кроме тех, что устанавливаются под видеокартой. Их направляют на саму видеокарту.

Если тут проблем нет, попробуйте настроить работу вентиляторов через BIOS/UEFI. Зайдите в BIOS. В большинстве случаев для этого нужно нажать F12 или DEL при запуске компьютера.

В старых версиях вы увидите несколько строк типа CPU Fan (вентилятор процессора), Chassis Fan (вентилятор корпуса). В них выберите один из трех вариантов работы — Optimal, Silent или Performance.

В современных ПК возможностей BIOS больше. Войдите в режим Advanced, то есть расширенный режим, и найдите вкладку Hardware Monitor. Здесь вы увидите, как работают вентиляторы в ПК. Если не знаете, какая кнопка за какой вентилятор отвечает, попробуйте выключить любой из них или включить на 100% — сразу получите результат.

В настройках вентиляторов установите Smart Fun Mode, поставьте галочку в соответствующем окне, — в этом режиме скорость вращения будет зависеть от нагрузки на процессор.

  • Вентилятор не должен работать ниже 40% от максимальных оборотов.
  • При возрастании температуры процессора до 50°С стоит выставить вентилятор на 60–70%.
  • При температуре 60°С он должен крутиться на максимуме.

С вентиляцией корпуса можно экспериментировать, но не забывайте отслеживать температуру процессора. У некоторых материнских плат есть встроенный индикатор температуры — его видно, если корпус с прозрачными вставками. Если нет, можно использовать программы мониторинга. К примеру, HWiNFO.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора stihl 210

Что учесть при настройке работы вентиляторов корпуса:

  1. Если температура процессора в простое не выше 30–40°С, выставите минимальную скорость вращения вентиляторов на 10–20%.
  2. Под нагрузкой процессор нагревается до 60–70°C, что считается нормой. Она может достигать и 100°C, но тогда включится защита и упадет производительность, или ПК перезагрузится (это происходит чаще всего). Проследите за тем, насколько быстро греется процессор. Чем быстрее достигаются 70°C, тем круче должен быть график работы вентиляторов.
  3. Не забудьте посмотреть на график GPU. Дискретные видеокарты выдерживают нагрев до 60°C, но повышение температуры до 80°C приведет к перегреву.
  4. Бывает и так, что вентиляторы работают на максимум, а компьютер не только шумит, но и близок к перегреву. Тогда переходим к следующему варианту.

Как проверить датчик вентилятора

Чтобы проверить работоспособность датчика включения вентилятора его необходимо демонтировать с его посадочного места. Как указывалось выше, расположен он обычно либо на радиаторе, либо в блоке цилиндров. Однако перед тем как демонтировать и проверять датчик, необходимо убедиться, что к нему подается питание.

Проверка питания

Проверка питания ДВВ

На мультиметре включаем режим измерения постоянного напряжения в пределах около 20 Вольт (зависит от конкретной модели мультиметра). В отсоединенной фишке датчика нужно проверить наличие напряжение. Если датчик двухконтактный, то вы сразу увидите есть ли там 12 Вольт. В трех контактном датчике следует попарно проверить напряжение между выводами в фишке с тем, чтобы найти, где один «плюс», и где два «минуса». Между «плюсом» и каждым «минусом» тоже должно быть напряжение 12В.

Если питания на фишке нет — в первую очередь нужно проверить цел ли предохранитель (он может быть как в блоке под капотом так и в салоне авто). Его расположение зачастую указано на крышке блока с предохранителями. Если предохранитель целый — нужно «прозвонить» проводку и проверить фишку. Потом стоит приступать к проверке непосредственно самого датчика вентилятора.

Однако прежде чем сливать антифриз и выкручивать датчик вентилятора охлаждения радиатора стоит провести еще один небольшой тест который позволит убедится в исправном срабатывании вентилятора.

Проверка срабатывания вентилятора

При помощи какой-либо перемычки (кусочка тонкого провода) замкнуть попарно «плюс» и сначала один, а потом второй «минус». Если проводка цела, а вентилятор исправный, то в момент замыкания включится сначала одна, а потом вторая скорость вентилятора. На двухконтактном датчике скорость будет одна.

Читайте так же:
Регулировка контактного зажигания иж юпитер

Также стоит проверить, отключается ли вентилятор при отключении датчика, не залипли ли в нем контакты. Если же при отключении датчика вентилятор продолжает работать, то это означает, что с датчиком что-то не так, и необходима его проверка. Для ее выполнения датчик нужно демонтировать с машины.

Проверка датчика включения вентилятора

Проверять ДВВ можно двумя методами — подогревая его в теплой воде либо можно даже нагреть паяльником. Оба они подразумевают проверки на обрыв. Только в последнем случае понадобится мультиметр с термопарой, а в первом — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов по Цельсию. Если проверяться будет трехконтактный датчик включения вентилятора, с двумя скоростями включения (ставится на многих иномарках), то желательно одновременно использовать сразу два мультиметра. Один — для проверки одной цепи, а второй чтобы одновременно проверить вторую цепь. Суть проверки в том, чтобы узнать, срабатывает ли реле при нагреве до той температуры которая указана на датчике.

Проверяют датчик включения вентилятора охлаждения радиатора по следующему алгоритму (на примере трехконтактного датчика и одного мультиметра, а также мультиметра с термопарой):

Проверка ДВВ в теплой воде с помощью мультиметра

  1. Установить электронный мультиметр в режим «прозвонки».
  2. Подсоединить красный щуп мультиметра к «плюсовому» контакту датчика, а черный — к «минусу», отвечающему за меньшую скорость вращения вентилятора.
  3. Щуп, измеряющий температуру подсоединить к поверхности чувствительного элемента датчика.
  4. Включить паяльник и приложить его жало к чувствительному элементу датчика.
  5. Когда температура биметаллической пластины достигнет критического значения (указанного на датчике), то исправный датчик замкнет цепь, и мультиметр будет сигнализировать об этом (в режиме прозвонки мультиметр пищит).
  6. Переместить черный щуп на «минус», отвечающий за вторую скорость вращения вентилятора.
  7. По мере продолжения нагрева через несколько секунд на исправном датчике должна замкнуться и вторая цепь при достижении пороговой температуры, мультиметр опять запищит.
  8. Соответственно, если при прогреве датчик не замыкает свою цепь — он неисправен.

Проверка двухконтактного датчика выполняется аналогично, только сопротивление нужно измерять лишь между одной парой контактов.

Если нагрев датчика производит не паяльником, а в емкости с водой, то следите чтобы покрывала не весь датчик целиком, а лишь его чувствительный элемент! По мере нагрева (контроль осуществляется термометром) будет происходить такое же срабатывание как и описывалось уже выше.

Заключение

Датчик включения вентилятора охлаждения — надежное устройство, но если есть подозрения что он отказал то для его проверки нужен мультиметр, термометр и источник тепла который будет греть чувствительный элемент.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector