Carsevolution.ru

КАРС Эволюшн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип работы и схема подключения тепловых реле

Реле тепловое РТН-7374

Сетевая перегрузка приводит к возрастанию температуры электролинии, вызывает сложные поломки и аварийные ситуации. Тепловой прибор в данном случае создает условия для выключения электричества.

После поступления сигнала о неполадке он размыкает цепь, и токовые скачки не воздействуют на двигатель.

Реле теплового типа подходит для самостоятельного подключения, отличается компактностью, простотой конструкции.

До начала использования аппарата нужно разобраться с его конструкцией и особенностями работы.

Причины срабатывания теплового реле электродвигателя

Под действием электрического тока, протекающего по проводнику, происходит его нагревание. С возрастанием силы тока в проводнике с одним и тем же поперечным сечением, увеличивается и его нагрев, то есть происходит рост нагрузки. В связи с этим, причины срабатывания заключаются преимущественно в повышении температуры.

Эта же тепловая энергия нагревает и биметаллическую пластину, которая под влиянием температуры изгибается и соприкасается с исполнительной пластиной температурного компенсатора через толкатель. В свою очередь, эта пластина расцепляет замкнутые контакты в магнитном пускателе и приводит в рабочее состояние кнопку включения реле. Сам температурный компенсатор является своеобразным противовесом, снижающим влияние дополнительного нагрева под действием температуры окружающей среды. Изгиб пластины происходит в противоположную сторону, а для его регулировки используется специальный винт.

Эксцентрик или регулятор тока срабатывания оборудован шкалой на 5 делений влево и 5 делений вправо, для соответствующего уменьшения и увеличения тока относительно центральной риски. Чтобы отрегулировать ток срабатывания, необходимо изменить зазор между исполнительной пластиной и толкателем. Изменение зазора выполняется движком эксцентрика, воздействующим на пластину температурного компенсатора. После срабатывания теплового реле специалисты рекомендуют выдержать временную паузу, чтобы тепловой расцепитель мог остыть. Следует тщательно осмотреть электродвигатель и найти причину срабатывания прибора.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Требования к качеству

1.1.1. Реле ЭН-520 должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3699-47; ЭТ-520 — ГОСТ 3698-47; РН — ГОСТ 3699-65; РТ — ГОСТ 3698-65. Отдельные серии или типы реле, поставляемые по соглашению с заказчиком, должны удовлетворять требованиям технических условий, утвержденных на них в установленном порядке (например, реле ЭН-524/М удовлетворяет ТУ ЭОВВ 523.037-57).

1.1.2. В документации на первые серии реле некоторые эксплуатационные и технические характеристики были не оговорены; эти реле должны удовлетворять требованиям последних стандартов.

1.2. Условия эксплуатации

1.2.1. Реле пригодны для работы в стационарных установках в следующих условиях:

а) при установке на вертикальной плоскости;

б) при установке на высоте до 1000 м над уровнем моря;

Читайте так же:
Регулировка троса ручного тормоза ваз 2110

в) при температуре окружающего воздуха от -20 до +40 °С в общепромышленном исполнении и от -10 до +45 °С в тропическом исполнении;

г) при относительной влажности воздуха не более 80% в общепромышленном исполнении и не более 95% в тропическом исполнении.

Реле не пригодны для работы:

а) в условиях вибрации и тряски;

б) во взрывоопасной среде;

в) в среде, насыщенной пылью (мучной, угольной, древесной, абразивной);

г) в среде, насыщенной водяными парами, и в местах, не защищенных от попадания воды;

д) в среде, содержащей активные химические газы и пары, разрушающие металлы и изоляцию.

1.3. Маркировка

1.3.1. На шкале уставок должны быть отчетливо указаны:

а) товарный знак предприятия-изготовителя;

б) наименование и тип реле.

Число, находящееся в знаменателе в обозначении типа реле, указывает на максимальную уставку тока срабатывания при параллельно соединенных обмотках реле тока ЭТ, РТ или максимально возможное напряжение срабатывания реле напряжения ЭН, РН при последовательном соединении обмоток;

г) номинальный ток в амперах или номинальное напряжение в вольтах, соответствующий току (напряжению), длительно допустимому для данного реле;

д) принципиальная схема реле и шкала уставок, соответствующая току (напряжению) срабатывания, указанному возле каждой уставки.

Шкала реле ЭТ, РТ проградуирована в амперах при последовательно соединенных обмотках. Шкала реле ЭН, РН проградуирована в вольтах при включении в цепь обмоток только одного добавочного резистора (для реле РН-50 напряжение подается на выводы 8; 12).

Схема внутренних электрических соединений реле соответствует виду, приведенному на реле спереди. Для увеличения шкалы уставок вдвое необходимо установить перемычки на выводах реле РТ-40 так, как это показано справа на шкале, а для реле РН-50 необходимо напряжение подвести к выводам 6, 12;

е) год и месяц выпуска реле;

ж) номер стандарта.

Если в маркировке реле дополнительно указан индекс "Т" например, РH-53/60-T, то оно пригодно для работы в условиях тропического климата. Тропическое исполнение реле отличается от общепромышленного применением соответствующих условиям тропического климата материалов, покрытий и отделок.

1.4. Требования к конструкции

1.4.1. По исполнению контактов серии реле Э-520 делятся на три группы:

а) ЭТ-521 — с одним замыкающим контактом;

б) ЭТ-522, ЭН-528 — с одним размыкающим контактом;

в) ЭТ-523, ЭН-526 — с одним замыкающим и одним размыкающим контактами. В эту группу также входят все серии реле РТ и РН (кроме РН-51/М, оно относится в группе 1.4.1, а).

Читайте так же:
Как отрегулировать клапана на ваз 2109 без приспособления

Принципиальные электрические схемы внутренних соединений реле ЭТ, РТ, ЭН, РН представлены на рис.1 и 2.

Рис.1. Схемы внутренних соединений реле:

— ЭТ-521, ЭН-524 и ЭН-524/М; б — ЭТ-522, ЭН-528; в — ЭТ-523, ЭН-526, ЭН-529, ЭН-526/60Д-М; г — РТ-40;
д — РН-53, РН-54, РН-53/60Д; е — РТ-40/1Д; ж — РТ-40/Ф; з — РТ-40/Р; и — РН-51/М34, РН-51/М56; к — РН-51/М78

Рис.2. Схемы внутренних соединений:

— реле РНН-57; б — РН-58

ВМ — выпрямительный мост; Ф — фильтр 50 Гц; П — потенциометр; Д1-Д4 — стабилитроны

1.4.2. Каждая серия реле имеет свою конструкцию, массу, способ крепления и монтажа в аппаратуре, которые определяются согласно технической документации на данный тип реле.

На рис.3-7 даны габаритные и установочные размеры основных типов реле.

Рис.3. Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-520:

— переднее присоединение; б — заднее присоединение

Рис.4. Габаритные и установочные размеры реле ЭТ-523/1:

— переднее присоединение; б — заднее присоединение

Рис.5. Габаритные и установочные размеры реле РТ-40, PH-51M, РН-53, РН-54, РН-53/60Д:

— переднее присоединение; б — заднее присоединение

Рис.6. Габаритные и установочные размеры реле РТ-40/1Д, РТ-40/Ф, РТ-40/Р:

— переднее присоединение; б — заднее присоединение

Рис.7. Габаритные и установочные размеры реле РНН-57, РН-58:

— переднее присоединение; б — заднее присоединение

1.4.3. Реле устанавливается на металлической панели толщиной 5 мм. Оно должно быть надежно закреплено, выводы изолированы от панели. При заднем присоединении на шпильки реле рекомендуется надевать изолирующие хлорвиниловые трубки. Ширина отверстий в панели должна быть на 4-5 мм больше диаметра шпилек.

При переднем монтаже на металлической панели под выводы реле должны быть подложены прокладки, обеспечивающие зазор между токоведущими частями и панелью не менее 3 мм.

1.4.4. Состояние уплотнений внутри реле должно обеспечивать его пыленепроницаемость.

Удаление пыли снаружи реле при его эксплуатации не должно приводить к неправильному его срабатыванию или к замыканию его токопроводящих частей.

1.4.5. Кожух реле должен быть опломбирован (для реле, находящихся в эксплуатации) для исключения доступа к устройствам регулировки реле и его уставкам и не иметь повреждений.

1.4.6. Контакты, детали реле, покрытия, пайки не должны иметь следов окисления, ржавчины и прочих дефектов.

1.4.7. Якорь реле должен поворачиваться свободно, без трения, имея поперечный и продольный зазор в осях в пределах 0,15-0,2 мм. Зазор между плоскостью якоря и полюсами магнитопровода должен быть равномерный, при втянутом якоре — 0,6-0,7 мм.

Читайте так же:
Как отрегулировать редуктор томасетто на ваз 2107

1.4.8. Упоры должны быть надежно зафиксированы и правильно установлены, позволяя пружинам неподвижных контактов под действием мостика прогибаться не менее чем на 0,5 мм.

1.4.9. Плоскость спиральной пружины должна быть строго перпендикулярна оси якоря, между витками пружины должен сохраняться равномерный зазор при изменении уставки во всем диапазоне.

1.4.10. Указатель уставки должен ходить по шкале с некоторым трением и не сдвигаться самопроизвольно с заданной уставки.

1.4.11. Неподвижные контакты должны находиться в одной плоскости, иметь одинаковый изгиб и замыкаться мостиком одновременно. Бронзовая контактная пластина с наваренной серебряной полоской при разомкнутых контактах должна касаться передних упоров без давления. Зазор между бронзовой контактной пластинкой и задним упором должен составлять 0,2-0,3 мм.

Пластмассовая колодка с неподвижными контактами должна быть установлена так, чтобы зазор между мостиком с подвижными контактами и замыкающими контактами (ход контактов до замыкания) составлял 1,8-2 мм, а прогиб пружин размыкающих контактов был бы не менее 0,5 мм на начальной уставке шкалы.

1.4.12. Серебряный мостик якоря должен свободно поворачиваться на своей оси на угол 5-8°. Осевой люфт мостика должен быть в пределах 0,10-0,15 мм.

Угол встречи якоря в точке касания и плоскостью неподвижных контактов (рис.8) составляет 25-30° для реле серий ЭТ, ЭН.

Рис.8. Угол встречи якоря и совместный ход неподвижных контактов:

1 — серебряная пластинка неподвижного контакта; 2 — мостик;

1.4.13. Величина совместного хода контактов должна составлять не менее 1-1,5 мм. Встреча мостика с серебряным контактом должна происходить на расстоянии 1/3 длины от переднего края (см. рис.8) и не доходить на 1/3 до заднего края серебряного контакта во избежание заскакивания контактов.

1.5. Электрические характеристики

1.5.1. Сопротивление изоляции между токоведущими электрически не связанными частями реле, а также между ними и металлическими частями корпуса реле в обесточенном состоянии должно быть не менее 50 МОм.

Проверка реле холодильника на работоспособность

Если холодильная установка не включается либо ее включение происходит нерегулярно, то скорее всего дело в пусковом реле. Причиной его неисправности могут быть:

  • Окисление или обгорание контактов.
  • Механические повреждения.
  • Перегрев позисторного элемента.
  • Нарушение крепления реле, приводящее к его неправильному расположению.
  • Перегорание спирали.
  • Заклинивание сердечника.

Не нужно спешить покупать новое реле холодильника, лучше узнать, как его проверить, и попробовать сделать это.

В индукционном механизме вытаскивается соленоид, проверяются контакты, при окислении, зачищаются наждачной бумагой. Может быть сломан сердечник, тогда его нужно заменить. Протереть спиртом соприкасающиеся поверхности. Проверить целостность всех элементов. Необходимо помнить, что реле данного типа устанавливаются строго в определенном направлении, указываемом стрелкой. После вышеперечисленных действий присоединяем реле к компрессору и включаем холодильник. Если двигатель не заработал, то вероятнее всего поломка компрессора.

Читайте так же:
Регулировка газового редуктора пропана

Проверка устройств РТП-1 и РТК-Х

Для проверки поставить реле в правильное положение (стрелкой вверх) и прозвонить мультиметром 1 и3 контакты.

Схема устройства РТК-Х

Если контакты прозваниваются, то реле исправно. В данных моделях желателен визуальный осмотр, так как замыкание может произойти через пластину держателя контактов.

Проверка устройств ДХР и LS-08B

ДХР нужно положить планкой с клеммами вверх и проверить мультиметром целостность между 1 и 3 либо 1 и 4.

LS-08B расположить внутренней стороной вверх, прозвонить между 2 и всеми клеммами или между 3 и всеми клеммами. Где контакты не прозваниваются, там ищите неисправность.

Принцип работы теплового реле

На сегодняшний день наибольшую популярность приобрели тепловые реле, чье действие основано на использовании свойств биметаллических пластин. Для изготовления биметаллических пластин в таких реле используют, как правило, инвар и хромоникелевую сталь. Сами пластины между собой крепко соединяются посредством сварки или же проката. Поскольку одна из пластин обладает большим коэффициентом расширения при нагревании, а другая меньшим, то в случае воздействия на них высокой температуры (например, при прохождении тока через металл), происходит изгиб пластины в ту сторону, где располагается материал с меньшим коэффициентом расширения.

Схема подключения теплового реле

Таким образом, при определенном уровне нагревания биметаллическая пластина прогибается и оказывает воздействие на систему контактов реле, что приводит к его срабатыванию и размыканию электрической цепи. Также необходимо отметить, что в результате низкой скорости процесса прогиба пластины она не может эффективно гасить дугу, которая возникает в случае размыкания электрической цепи. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо ускорить воздействие пластины на контакт. Именно поэтому на большинстве современных реле предусмотрены также ускоряющие устройства, которые позволяют эффективно разорвать цепь в минимальные сроки.

Протокол проверок работы релейных схем

По окончании наладки по состоянию вторичных цепей и аппаратов РЗА результаты фиксируются в протоколах, актах и специальных журналах, которые находятся как в службе электролаборатории, так и в исследуемой электроустановке.

Для всех типов реле используется свой тип протокола, всего их порядка 30 разновидностей, например, для проверки БПНС, или конденсаторов, трансформаторов тока и т.д. Вообще, по итогам ревизиии и наладки заполняются протоколы двух типов. Это документ на обследование определенного типа устройств, например, МТЗ и протокол на конкретное реле, например, типа: РТЗ или РТ, других.

Читайте так же:
Как отрегулировать люфт руля уаз хантер

Заполнение протоколов производят по РД 153-34.3-35613-00 «Правилам технического обслуживания оборудования РЗА и автоматики электрических сетей 0,4-35 кВ».

Однако на практике, инженеры лабораторий редко заполняют соответствующие протоколы, только по требованию заказчика или электроснабжающей организации. В основном инженеры ЭТЛ ограничиваются записью в релейном журнале электроустановки с описанием того, что делали, какая профилактика и какие замены произведены.

8 комментариев

Спасибо за полезную статью.

Спасибо за подсказки по тепловому реле и то, как правильно выбрать тепловое реле для защиты двигателя

Спасибо за информацию кратко и все понятно.

Добрый день.
Являюсь «счастливым» обладателем однофазного двигателя китайского производства.
На шильдике указана можность 1.1 кВт и номинальный ток 9.7А. Реально в моих условиях потребляемый ток около 5А.
При этом стартовый ток кратковременно достигает 18А и более.

Вопрос: какие параметры пускателя и теплового реле необходимы в моем случае.

Здравствуйте, Евгений.
Пусковой ток раза в 3 превышает ток в рабочем режиме = поэтому 18А при пуске нормально. Тем более что такой ток течет секунды (если мотор не запускается в режиме тяжелого пуска — т.е. под нагрузкой). Тепловые реле имеют инерцию — поэтому здесь все должно нормально работать.

Мощность однофазного мотора P = U * I * cos ф * КПД Подставьте данные из шильдика — у вас должно получиться в районе 1100 Вт. Если что то получаеться существенно другое — значит что то не так: либо мотор либо шильдик либо калькулятор 🙂

Если ваш мотор недогружен и близок к холостому ходу — ток холостого хода будет процентов 60 от номинального тока. Может этим и обясняются ваши 5А.

Если надумаете ставить тепловое реле — то ставьте на пределы номинального тока т.е. на 9,7А предварительно проверив формулу.

Еще оргвопрос: Если будете работать сами на своем оборудовании — маловероятно, что вы доведете СВОЙ мотор до перегрева. Мы настоятельно рекомедуем ставить тепловую защиту в случае использования наемных рабочих — оборудование ведь не ихнее.
Удачи!

Спасибо, огромное за такой подробный ответ.

А на какой ток ориентироваться при подборе контактора? Тоже на номинал? Переживаю не повредит ли такому контактору токи в 18 ампер и более, даже кратковременные…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector