Carsevolution.ru

КАРС Эволюшн
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ступица заднего колеса

Главная деталь узла ходовой части автомобиля, которая испытывает самые большие нагрузки — это ступица, и передняя, и задняя. Потому что это промежуточная деталь, соединяющая колеса и подвеску авто. При поломке этой важной детали, появляется угроза для всех участников дорожного движения.
Каждое колесо имеет свою ступицу. Колесо жестко крепится на ступицу и совершает вращательное движение вокруг своей оси, а ступица крепится на жестко держится на подвеске машины.
В зависимости от того, какой привод у автомобиля, функции ступицы отличаются. Если у машины ведущие колеса задние, то ступицы заднего колеса выполняют дополнительную функцию — это перераспределение крутящего момента от коленчатого вала к колесу. Получается задняя ступица таких автомобилей является элементом трансмиссии, а не только ходовой.
К ступице колес крепятся такие детали — тормозные диски или барабаны. На недорогих машинах устанавливаются барабаны.
Поэтому, еще одной функцией ступицы заднего колеса является обеспечения торможения. Кроме этого, ступица служит местом установки различных датчиков (скорости, ABS, управления и других технических показателей), которыми напичканы современные авто.
Получаются вот такие функции задней ступицы:

    • Обеспечение жесткой надежной фиксации колеса к подвеске.
    • Обеспечение вращения колеса вокруг своей оси.
    • Удерживает антиблокировочную и тормозную систем.
    • Служит местом установки различных датчиков.

    Замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях

    заднее колесо ВАЗ 2108Вышедший из строя ступичный подшипник заднего колеса заявляет о возникшей проблеме постоянным, зачастую давящим на уши, воем. Он доносится сзади и не исчезает при движении на нейтральной передаче. По мере увеличения износа подшипника этот звук может все более возрастать. Необходима замена ступичного подшипника заднего колеса.

    Эту работу быстрее всего можно выполнить с помощью специальных приспособлений (съемников). Если их нет, то для достижения цели, следует использовать подручные материалы. Рассмотрим проведение замены подшипника именно с этим уклоном.

    Проверка подшипника ступицы заднего колеса

    Вывешиваем колесо на подшипник которого имеются подозрения. Вращаем его рукой. Колесо с исправным подшипником крутится практически бесшумно. Неисправный подшипник выдает себя шумом и звуком «как будто перекатываются шарики в подшипнике». Степень шума и перекатывания зависит от степени износа самого ступичного подшипника. Для сравнения можно вывесить колесо с исправным подшипником и послушать с каким звуком вращается оно.

    Необходимые инструменты

    — Удлиненная головка на 30 с длинным воротком, либо аналогичного диаметра изогнутый накидной ключ (либо аналогичный торцевой ключ и т. д.)

    Для отворачивания гайки ступицы колеса.

    — Тонкое зубило, кернер

    Для отгибания замятого края гайки ступицы.

    — Трехлапый съемник (необязателен)

    Для снятия ступицы с оси колеса.

    — Двухлапый съемник, либо специальный полукруглый (необязателен)

    Для снятия внутреннего кольца подшипника с оси колеса.

    — Съемник – пассатижи

    Для снятия-установки стопорного кольца

    — Съемник для выпрессовки подшипника из ступицы/запрессовки подшипника в ступицу (необязателен)

    — Рожковый или любой иной ключ на 12 (11, 8, 7-в зависимости от вид штифта)

    Для отворачивания направляющих штифтов, крепящих тормозной барабан.

    — Ключ на 13 (14)

    Для отворачивания регулировочной гайки стояночного тормоза.

    — Молоток

    подшипник ступицы 2108

    Подшипник заднего колеса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с гайкой

    Подготовительные работы

    Работы лучше всего проводить на яме (смотровой канаве), так удобнее. Но если ямы нет, можно обойтись и без нее.

    — Фиксируем автомобиль, поставив его на ровной площадке, на первую передачу, подложив под колеса противооткатные упоры.

    — Под днищем автомобиля отпускаем гайку затяжки ручного тормоза.

    Если автомобиль установлен не на яме (смотровой канаве), то для выполнения этой операции придется поддомкратить одно из колес, поставить страховочный упор под автомобиль и лежа добираться до этой самой гайки.

    Порядок проведения замены подшипника ступицы заднего колеса на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях

    — Снимаем защитный колпак на ступице колеса
    — Убираем вмятину на бортике гайки ступицы

    При помощи тонкого зубила или керна и молотка выпрямляем замятый край. Для большей наглядности колесо на изображении уже снято.

    гайка ступицы 2108

    Замятый край гайки ступицы колеса

    — Ослабляем затяжку ступичной гайки

    Для этого головкой на 30 с длинным воротком (либо специальным ключом) отворачиваем гайку. Возможно придется прикладывать значительное усилие и удлинять рукоятку ключа металлической трубой, так как она может со временем прикипеть или приржаветь. Так же для предотвращения проворачивания колеса, в салоне автомобиля помощник может нажать на педаль тормоза.

    Ослабляем гайку ступицы колеса 2108

    Ослабляем затяжку гайки ступицы заднего колеса

    — Снимаем колесо

    Ослабляем болты крепления заднего колеса, домкратим его, подставляем страховочный упор, отворачиваем болты, снимаем колесо.

    — Снимаем тормозной барабан

    Ключом на 12 (11, 10, 8, 7 — может быть разный размер штифта) отворачиваем два направляющих штифта, крепящих тормозной барабан. Если они не хотят отворачиваться, слегка обстукиваем их молотком.

    отворачиваем направляющие штифты барабана 2108

    Отворачиваем два направляющих штифта диска колеса на тормозном барабане

    Так как затяжку стояночного тормоза мы уже ослабили, сняться тормозной барабан должен без особого труда. Руками вращаем его вправо-влево и одновременно тянем на себя. Если идет плохо, обстукиваем барабан по кругу сзади резиновой киянкой. Это должно помочь.

    снятый тормозной барабан 2108

    Тормозной барабан снят

    — Окончательно отворачиваем ступичную гайку

    Снимаем ее и находящуюся под ней шайбу.

    — Снимаем ступицу заднего колеса с подшипником

    Устанавливаем на ступицу трехлапый съемник и вращая его гайку стягиваем ступицу с оси колеса.

    снимаем ступицу колеса 2108 съемником

    Снятие ступицы заднего колеса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 при помощи съемника

    Если съемника нет берем колесо, переворачиваем его задней стороной к себе и крепим к ступице колесными болтами. Болты заворачиваем не до конца, а на несколько витков (желательно, конечно, использовать удлиненные болты, но если их нет, можно использовать обычные). Колесо будем использовать в качестве обратного ударного молотка. Резким движением перемещаем его на себя. Если с одно раза не получилось снять ступицу с оси, проделываем эту операцию несколько раз.

    — Снимаем внутреннее кольцо подшипника с оси колеса

    Можно использовать двухлапый или полукруглый съемники, а можно просто поставить большое зубило сзади кольца и стукнуть по нему молотком. Кольцо сдвинется по оси, далее его можно поддеть монтажной лопаткой или крупной отверткой и окончательно снять. Если после работы зубилом на оси остались забоины, зачищаем их мелким напильником.

    снимаем внутреннее кольцо подшипника с оси колеса 2108

    Снятие внутреннего кольца подшипника заднего колеса

    — Снимаем стопорное кольцо, фиксирующее подшипник в ступице

    Используем для этого съемник-пассатижи. Если его нет извлекаем стопорное кольцо отверткой.

    снимаем стопорное кольцо подшипника

    Снятие стопорного кольца подшипника в ступице при помощи съемника

    — Извлекаем подшипник из ступицы

    При помощи специального съемника выдавливаем его из корпуса ступицы. Если съемника нет, выбиваем его куском трубы подходящего диаметра. Диаметр трубы должен равен диаметру внутреннего кольца подшипника. По нему и наносим удары.

    выбиваем подшипник из ступицы 2108

    Выбивание старого подшипника из ступицы

    — Очищаем и слегка смазываем внутреннюю часть ступицы
    — Запрессовываем новый подшипник в ступицу

    Делаем это при помощи съемника или тисков, или попросту забиваем его туда используя деревянную проставку и стукая молотком по кругу. На финальном этапе такого забивания можно использовать старый подшипник в качестве проставки.

    забиваем подшипник в ступицу колеса ВАЗ 2108

    Забивание нового подшипника в ступицу

    — Устанавливаем в паз на ступице стопорное кольцо

    Можно использовать для этого съемник-пассатижи, можно просто отвертку.

    ступица 2108 с подшипником и стопорным кольцом

    Стопорное кольцо подшипника заднего колеса

    — Устанавливаем ступицу со вставленным подшипником на ось

    С усилием сдвигаем ее как можно дальше по оси руками. Если не сдвигается, можно через оправку постукать по ВНУТРЕННЕМУ кольцу подшипника, вставленного в ступицу.

    насаживаем ступицу на ось колеса

    Насаживание ступицы на ось заднего колеса

    — Надеваем шайбу и гайку ступицы.

    одеваем шайбу и наворачиваем гайку

    Устанавливаем шайбу и гайку ступицы

    — Затягивая гайку, запресcовываем ступицу до упора на ось.

    закручиваем гайку ступицы 2108

    Затягиваем ступичную гайку

    — Ставим на место тормозной барабан и колесо
    — Окончательно затягиваем гайку ступицы моментом 186,3-225,6 Н.м (19-23 кгс.м)

    Если нет специального ключа для определения момента затяжки, то вспоминаем с каким усилием отворачивали гайку, приблизительно с тем же усилием надо ее затянуть.

    Как проверить ступицу заднего колеса

    Для начала я узнаю причины приведения детали в неработоспособное состояние. Самым частым симптомом будет являться скрежет из-под шин, когда находишься в движении.

    Как определить поломку ступицы заднего колеса.

    Когда происходит поворот, обращаю внимание на щелчки или чувствую легко торможение шины. Можно выйти и дополнительно проверить нагрев. С такими подозрениями я ста

    влю транспорт на домкрат и проворачиваю в нём маховик.

    Появившийся звук скрежета металла говорит о замене, так как дальнейшая эксплуатация ни к чему хорошему не приведёт.

    А как же правильно провести самостоятельную диагностику? Хватит стандартного набора инструментов – домкрат, отвёртка, ключи под гайки.

    1. С помощью ключа ослабляю гайки на колесе.
    2. Домкратом поднимаю авто, предварительно подставив фиксирующие бруски от несчастных случаев.
    3. Далее полностью откручиваю гайки.
    4. Для фиксации тормоза кладу камень на педаль, снимаю маховик. Затем происходит снятие суппорта и тормозного цилиндра.
    5. На моем современном автомобиле установлен датчик АБС, от него я избавляюсь отворотом болта (можно почистить от грязи по желанию).
    6. Прежде чем проворачивать маховик резиновым колпачком вниз, я снимаю камень с педали тормоза, затем снова ставлю, когда колпачок находится в нижней части.
    7. Извлечение тормозного диска производится отвёрткой в открытое отверстие колпачка и поворотом зубчатого колесика до упора вверх.
    8. Вместе с диском снимаю также колодки стояночного тормоза.
    9. Осталось лишь открутить четыре болта на обратной стороне ступицы и аккуратно извлечь деталь, не повредив ось.

    Замена подшипника задней ступицы на примере Daewoo Lanos

    На Lanos эта операция выполняется несколько по-другому, да и инструмента нужно меньше:

    • Домкрат;
    • Опоры для авто;
    • Ключ баллонный;
    • Ключ рожковый на «24-27»;
    • Пассатижи;
    • Отвертка;
    • Съемник для подшипника;
    • Молоток;
    • Зубило;
    • Монтировка;

    Начальный этап работ практически одинаков вышеописанному – авто поддомкрачивается и снимается колесо.

    Видео: Ланос, меняем подшипники задней ступицы и задние колодки

    Далее при помощи молотка и отвертки сбивается защитный колпачок ступицы. Чтобы выкрутить гайку, предварительно пассатижами извлекается стопорный шплинт.

    задняя ступица lanos

    Затем ключом откручивается ступичная гайка и извлекается опорная шайба. После этого появиться возможность снять тормозной барабан вместе с подшипниками. Зачастую внутренняя обойма внутреннего подшипника остается на оси. Чтобы ее снять придется воспользоваться съемником или же молотком с зубилом.

    Далее нужно выпрессовать наружную обойму внутреннего подшипника и внешний подшипник с барабана. Для удобства работ внутри барабана проделаны специальные выемки, позволяющие легко выбить внешние обоймы подшипников молотком и зубилом.

    После нужно запрессовать внешние обоймы новых подшипников в посадочные места барабана. Лучше это делать при помощи тисков и старых обойм в качестве направляющих.

    новая ступица lanos

    Затем на ось надевается внутренняя обойма внутреннего подшипника и аккуратно набивается молотком и трубой, равной по диаметру этой обоймы. Главное, чтобы она села на ось до упора.

    Следующим этапом является установка барабана на место, а после уже устанавливается внутренняя обойма внешнего подшипника. Остается только установить на место упорную шайбу и затянуть ступичную гайку. Ее нужно затянуть до упора, а после отвернуть на треть оборота, чтобы обеспечить вращение колеса. Перед установкой защитного колпака гайку нужно обязательно застопорить шплинтом.

    После полной сборки следует немного проехать на авто, а после удостовериться, что подшипник не греется. Если он греется, нужно снова снять колпачок, вытянуть шплинт и еще немного ослабить затяжку гайки.

    Диагностика неисправностей и проведение ремонта

    Провести диагностику поломки не составит труда. Нужно всего-навсего поднять домкратом проверяемое колесо автомобиля либо поднять всю машину подъёмником. Взяться за верх и низ колёсного диска руками, пытаясь покачать его в разные стороны. При условии, если подшипник уже неисправен, колесо без видимых усилий станет раскачиваться. Если такая неисправность присутствует, нужно как можно скорее выполнить ремонт ступицы заднего колеса.

    Болт крепления подшипника

    Исходя из конфигурации автомобиля, выходом из ситуации может стать замена подшипника ступицы заднего колеса или всего узла совместно со ступицей. Проводя ремонт, следует внимательным образом всё осмотреть, а при обнаружении выработки необходима замена ступицы заднего колеса на новую, оберегая себя тем самым от того, что в ближайшем будущем эта ситуация повторится. Подшипники не имеют определённого срока службы, но на практике средний срок эксплуатации ступичного подшипника около 100000 километров.

    Ослабить ступичный болт

    Если же при движении появился посторонний звук, но колесо не раскачивается взад-вперёд, можно попробовать просто повращать его рукой. С исправным работоспособным подшипником колесо будет крутиться беззвучно. Неисправный же подшипник будет шуметь, как будто внутри у него перекатываются и трутся между собой шарики. Степень, а также сила шума говорят о серьёзности и степени износа. Можно также покрутить колесо с исправным подшипником для сравнения.

    Запрессовка подшипника ступицы

    Устройство и размер задней ступицы МТЗ

    Задняя ступица МТЗ крепится на выпирающем конце полуоси конечной передачи заднего моста. Крепление осуществляется при помощи шпонки, вкладыша и четырех болтов. У вкладыша есть регулировочный винт – он зацеплен с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси. Вращая винт задней ступицы, можно ее передвигать относительно полуоси. Таким образом регулируется ширина колеи зада.

    Во фланцы ступицы заднего колеса запрессованы болты. Они используются для фиксации колесного диска. В отверстиях дисков имеются рельефные конусные фаски, которые предотвращают произвольное раскручивание гаек.

    При монтаже ступицы заднего колеса МТЗ крайне важно следить за равномерностью затяжки гаек. Нужно убедиться, что их фаски плотно прилегают к отверстиям в форме конуса в колесных дисках. Если гайки ступицы были затянуты недостаточно сильно, в отверстиях диска появятся трещины и может повредиться резьба. Контролировать затяжку необходимо как во время замены колесного диска, так и в процессе эксплуатации трактора: рекомендуется осматривать гайки ступицы МТЗ каждые 240 моточасов.

    Ступица заднего колеса, как и в случае с передним, защищена от попадания грязи приваренным к полуоси защитным козырьком, который расположен с небольшим зазором по отношению к ступице.

    Размер и номер задней ступицы МТЗ 80 и 82

    Различие между ступицами тракторов МТЗ старого и нового образца

    Раньше на Белорусах устанавливались уменьшенные ступицы с подшипниками небольшого размера. В начале 80-х годов их модернизировали и сделали больше. Кроме того, подшипники ступицы МТЗ нового образца унифицировали с подшипниками ступицы ЮМЗ, так что они стали взаимозаменяемыми. Различие между ступицами МТЗ и ЮМЗ заключается лишь в ширине фланца: на белорусских тракторах он тоньше и нет тавотницы.

    Ступицы колес МТЗ нового образца – усиленные.

    Ступицы старого образцаСтупицы нового образца
    меньше, с маленькими подшипникамибольше, усиленные
    расстояние от выступа под болты крепления крышки 1,5-2 смрасстояние от выступа под болты крепления крышки до диска 0,5-1 см
    сальник 65х90сальник 80х105

    Регулировка подшипников ступиц колес УАЗ вагонной компоновки, замена смазки в ступицах колес.

    Подшипники ступиц колес надо периодически проверять и при необходимости регулировать. При слабой затяжке подшипников ступиц колес автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365, в них во время движения происходят удары, разрушающие подшипники, возникают вибрации на руле, неравномерно, пятнами, изнашиваются шины.

    При слишком тугой затяжке происходит сильный нагрев подшипников ступиц колес, вследствие чего смазка вытекает и они выходят из строя. Кроме того, большие зазоры в ступицах передних колес автомобилей УАЗ вагонной компоновки увеличивают ход тормозной педали. Наличие зазора в подшипниках ступиц колес проверяется покачиванием вывешенных колес. Регулировка подшипников должна выполняться как можно более тщательно.

    Ступица передних колес автомобилей УАЗ вагонной компоновки с передними дисковыми тормозами.

    Регулировка подшипников ступиц колес УАЗ вагонной компоновки, замена смазки в ступицах колес

    Ступица задних колес автомобилей УАЗ вагонной компоновки с антиблокировочной системой тормозов ABS.

    Ступица задних колес автомобилей УАЗ вагонной компоновки с антиблокировочной системой тормозов ABS

    Регулировка подшипников ступиц колес автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365.

    Регулировка подшипников ступиц колес на автомобилях вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 выполняется в следующей последовательности :

    Регулировка подшипников ступиц колес автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365

    1. Вывесите автомобиль или поднимите его домкратом со стороны колеса, подшипники ступицы которого должны быть отрегулированы.
    2. Демонтируйте полуось заднего моста или фланец ступицы у переднего моста.
    3. Разогните ус замочной шайбы, отверните контргайку и снимите замочную шайбу.
    4. Ослабьте гайку регулировки подшипников ступиц колес на 1/6-1/3 оборота, что составляет 1-2 грани.

    5. Проворачивая рукой колесо, проверьте легкость его вращения. Колесо должно вращаться свободно без задевания тормозных колодок за диск или барабан.
    6. Затяните гайку регулировки подшипников ступицы с помощью ключа и лопатки-воротка длиной 300-350 мм одной рукой до тугого вращения колеса. При затягивании гайки нажимайте на вороток ключа плавно, без рывков и проворачивайте колесо для правильного размещения роликов на беговых дорожках колец подшипников ступицы.
    7. Отпустите гайку регулировки подшипников ступицы на 1/4-1/3 оборота, что составляет 1,5-2 грани, установите замочную шайбу, наверните и затяните контргайку.

    Момент затяжки контргайки должен быть в пределах 20-30 Нм (2,0-3,0 кгсм). При замене подшипника момент затяжки контргайки должен быть в пределах 30-40 Нм (3,0-4,0 кгсм). Замочная шайба устанавливается внутренним усом в паз цапфы. Если на усах замочной шайбы есть хотя бы незначительные трещины, то шайбу надо заменить.

    8. Проверьте регулировку подшипников ступицы колеса после затяжки контргайки. При правильной регулировке колесо должно вращаться свободно, без заеданий, заметного осевого зазора и качки.
    9. Загните один ус замочной шайбы на грань гайки, а второй — на грань контргайки до полного прилегания к граням. Отгибайте усы замочной шайбы наиболее близко расположенные к серединам граней гайки.
    10. Установите полуось заднего моста или поставьте фланец ступицы переднего моста, очистите резьбовую часть болтов от остатков герметика, обезжирьте и нанесите новый слой герметика, затяните болты.

    Замена смазки в ступицах колес автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365

    Окончательно, правильность регулировки подшипников ступиц колес проверяется наблюдением за нагревом ступиц после движения автомобиля. Если ступица нагревается сильно и рука нагрев не терпит, то надо отпустить гайку регулировки подшипников ступицы на 1/6 оборота, что составляет 1 грань, соблюдая последовательность и правила, изложенные выше. Проверяя регулировку подшипников ступиц колес на нагрев, не следует пользоваться рабочими тормозами, так как в этом случае ступицы могут нагреваться от дисков и тормозных барабанов.

    Замена смазки в ступицах колес автомобилей УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365.

    В ступицах колес автомобилей вагонной компоновки УАЗ-374195, УАЗ-396295, УАЗ-396255, УАЗ-390995, УАЗ-390945, УАЗ-220695, УАЗ-330395, УАЗ-330365 всесезонно используется смазка Литол-24 или Литол-24РК. Кроме того, может применяться любая другая литиевая смазка категории NLGJ 3.

    Для замены смазки ступицу необходимо снять с цапфы, удалить отработавшую смазку и тщательно промыть подшипники и манжету. Затем смазать подшипники и рабочую кромку манжеты. Надо обязательно заполнить смазкой пространство между роликами подшипников, а между подшипниками заложить слой смазки толщиной 10-15 мм. Не стоит закладывать в ступицу смазки больше нормы во избежании ее попадания в колесные тормозные механизмы.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Зерноуборочным комбайном полесье регулировки
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector